Все публикации

 

"Экологическое законодательство России: основные изменения за II полугодие 2017 г." (Часть 4)

Письмо Минприроды от 23.10.2017 № 09-29/27331 «О расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО»

Минприроды комментирует ситуацию, связанную с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при размещении ТКО. Основные положения письма следующие. В соответствии с п. 9 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Тарифы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», действие которого прекращается 01.01.2018 в связи с принятием закона № 458-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Вместе с тем к указанному времени в большинстве субъектов Российской Федерации не были предусмотрены тарифы на услуги операторов по обращению с ТКО и в этих тарифах отсутствует источник финансирования платы за НВОС.

В связи с этим принято решение законодательно установить, что плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. Соответствующие изменения в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» планируются к принятию Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в осеннюю сессию 2017 г.

 

Письмо Росприроднадзора от 27.10.2017 № АА-10-02-28/23997 «О направлении информации»

Росприроднадзором обосновывается необходимость лицензии на деятельность по осуществлению предварительной подготовки отработанных отходов труб стальных нефте- и газопроводов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку, в процессе их демонтажа, а также наличие другой природоохранной документации по обращению с отходами для данного вида отхода.

Отмечено, что Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления, на продукцию данные требования не распространяются.

Обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Логику Росприроднадзора можно перенести по аналогии на другие отходы I–IV классов опасности.

Представляют интерес также Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания на тему: «Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления» 30.08.2017

Показалось интересным следующее.

Разработанные в субъектах Российской Федерации территориальные схемы обращения с отходами (ТСО), за исключением ТСО Пермского края, выполнены с нарушением закона «Об отходах», поскольку предусматривают неуклонный рост объемов образования отходов, что противоречит указанным выше приоритетам государственной политики. Вместе с тем Росприроднадзором были согласованы все ТСО, не имеющие целевых показателей и мероприятий по снижению образования отходов. Это объясняется тем, что Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не урегулирован механизм отказа в согласовании ТСО.

Территориальные органы Росприроднадзора обязаны согласовывать поступившие ТСО, даже если они разработаны с нарушениями, не учитывают приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами и не имеют целевых показателей и мероприятий по снижению образования отходов. В России около 15 000 санкционированных мест размещения отходов занимают территорию около 4 млн га, что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов, а под размещение все возрастающих объемов ТКО ежегодно выделяется около полумиллиона гектаров земли, что практически вдвое превышает территорию Люксембурга.

В 2008 г. в результате действий инициативной группы населения городского округа Мытищи Московской области, выразившего протест в отношении строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) в черте населенного пункта, удалось привлечь муниципальные органы власти к реализации эффективной и экологически оправданной схемы обращения с отходами, предусматривающей их раздельный сбор и переработку в полезную продукцию. В целях сокращения объемов захоронения отходов и снижения негативного воздействия на окружающую среду Совет депутатов г. о. Мытищи принял муниципальную программу перехода на раздельный сбор бытовых отходов, предусматривающую поэтапное закрытие всех мусоропроводов и создание инфраструктуры для раздельного сбора отходов в многоквартирных домах. В результате реализации программы до 80 % всех мусорных площадок г. о. Мытищи оборудовано инфраструктурой для раздельного сбора ТКО, на полигоне «Коргашино» создана станция сортировки и компактирования отходов, что позволило снизить объем захораниваемых ТКО до 10–15 % без строительства нового полигона и сжигания отходов.

Было бы хорошо, если бы все мусорные конфликты так и разрешались: не хочет население полигон или МСЗ – налаживает раздельный сбор и переработку отходов, а не только митингует.

ТСО Республики Татарстан и Московской области, не проходившие Государственную экологическую экспертизу, не учитывают мнение профильных экспертов и высокую озабоченность населения. В данных документах отражаются целевые показатели, свидетельствующие о максимально широком распространении уничтожения ТКО с помощью сжигания, что подтверждается наличием в ТСО проектных мощностей по генерации энергии исключительно за счет сжигания ТКО.

Рабочей группой по обращению с отходами Экспертного совета при Министерстве экологии и природопользования Московской области была проведена экспертиза ТСО Московской области, заключением которой от 25.10.2016 подтверждено, что «территориальная схема Московской области противоречит действующим нормативно-правовым актам, стандартам и правилам, не учитывает принципиальные аспекты схемы обращения отходов в Московской области и должна быть доработана до представления на утверждение Правительству Московской области». Несмотря на это, документ доработан не был, а само указанное заключение не получило надлежащей оценки профильных органов государственной власти.

В ТСО Московской области декларируется создание системы мер по внедрению пилотных проектов по раздельному сбору отходов, однако прогнозные показатели свидетельствуют об отрицательной динамике объемов утилизации после введения в эксплуатацию объектов по термическому уничтожению ТКО.

Складывается опасная тенденция превалирования методов термического обезвреживания ТКО над иными, без учета актуальности рекомендаций по выбору наилучших доступных технологий по переработке отходов производства и потребления. Более того, инициаторы и лоббисты продвижения технологий мусоросжигания на национальном уровне представляют его как единственную альтернативу прочим технологиям и иному опыту современного обращения с отходами. С этой целью используются различные способы и технологии влияния на мнение населения и активного продвижения мусоросжигания в министерствах и ведомствах, на различных информационных и коммуникационных ресурсах.

Статья опубликована в журнале "Твердые бытовые отходы" №2, 2018 г.

Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика