Все публикации

 

Меморандум европейского бизнеса в России 2018

Публикуется извлечение из Меморандума, подготовленное компанией ЭКОТИМ в рамках работы экологического подкомитета SHES  комитета АЕБ, возглавляемого генеральным директором компании ЭКОТИМ Михаилом Дивовичем

Охрана окружающей среды

Проблема

В области охраны окружающей среды произошло существенное изменение правового регулирования. В 2014 г. был принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон – результат многолетнего труда бизнес - сообщества, в котором члены АЕБ принимали активное участие.

Основная причина, порождающая необоснованные обременения для бизнеса, – отсутствие критериев применимости норм. Требования выставляются «к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, без указания масштабов воздействия.

Теперь законом введены категории предприятий по уровню воздействия на окружающую среду. Предприятия I категории должны соответствовать наилучшим доступным технологиям (НДТ), проходить государственную экологическую экспертизу, получать комплексное разрешение. Предприятия II категории должны будут подавать декларацию о воздействии на окружающую среду, включающую расчеты нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов. Для предприятий III категории предусмотрена подача экологической отчетности в уведомительном порядке. Предприятия IV категории не должны сдавать какую-либо отчетность и даже не должны подвергаться плановым проверкам.

Для поддержки развития этих норм закона принято постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», устанавливающее конкретные критерии классификации предприятий по четырем категориям. Также активно идет разработка и утверждение справочников НДТ. Примерно половина из запланированных справочников НДТ уже утверждена (http://www.burondt.ru/index/its-ndt.html).

К сожалению, принимаемые акты далеки от совершенства. Так, критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, не обоснованы степенью воздействия на окружающую среду, в результате чего объекты одинакового воздействия могут быть отнесены к разным категориям, при этом объекты со средней степенью воздействия на окружающую среду могут быть отнесены к самой опасной I категории, что влечет несоразмерные обременения, в том числе и финансовые.

В настоящее время Минприроды России накапливает практику применения указанных выше критериев с целью их переработки в более адекватную форму. Представляется полезным для бизнеса проявить свою активность в данном вопросе.

Качество справочников НДТ, степень их проработки и практическая значимость также не всегда находятся на должном уровне, а представленная в них информация основывается на минимальной статистической выборке из-за низкой активности бизнеса. При этом справочники НДТ – основа для утверждения технологических нормативов для отрасли, которые  придется соблюдать предприятиям производственной сферы.  В этом плане возможно возникновение риска для предприятий, не принявших участие в работе над справочниками НДТ или хотя бы не проконтролировавших их содержание.

Отдельный риск существует для предприятий I категории – в настоящий момент создается нормативная база по автоматическому непрерывному контролю над выбросами и сбросами загрязняющих веществ.

Также следует отметить, что зачастую важные природоохранные нормы включаются в виде «довеска» в федеральные законы, не имеющие прямого отношения к сфере охраны окружающей среды. В этой связи для создания адекватного законодательства требуется активное участие бизнеса.

Рекомендации

Степень корректности отнесения предприятий к категориям по уровню воздействия на окружающую среду зависит как от принимаемых подзаконных актов, так и от их интерпретации правоприменителем. В связи с этим мы считаем важным, чтобы члены АЕБ продолжали активное участие в данном процессе, работая с лицами, ответственными за принятие решений. Полагаем, что критерии отнесения предприятий к категориям по уровню воздействия на окружающую среду должны быть иными, чем установлено упомянутым выше Постановлением Правительства РФ. Наиболее адекватным являлся бы специальный интегральный критерий. Пока данный критерий не разработан, полагаем допустимым исходить из размера вносимых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, т.к. размер платежей зависит от степени оказываемого негативного воздействия, чему и должны отвечать критерии.

Пока же критерии разработаны, исходя, в том числе, из наличия на предприятиях того или иного производственного оборудования, что уместно в сфере промышленной безопасности, но неуместно в сфере воздействия на окружающую среду, поскольку не учитываются ни масштабы предприятия, ни наличие у него НДТ и систем очистки. Наоборот, наличие НДТ, по сути, считается условием отнесения к I или ко II категориям, к которым относятся предприятия, оказывающие наибольшее воздействие на окружающую среду. Полагаем, что представителям бизнеса следует принимать более активное участие в разработке и обсуждениях подзаконных актов, принимаемых в развитие Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в том числе по автоматическому непрерывному контролю над выбросами и сбросами загрязняющих веществ, а также в разработке профильных справочников НДТ.

 Проблема

Сегодня во всем мире особое внимание уделяется вопросам эффективной переработки отходов. В последние дни 2014 года был принят Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Закон направлен на стимулирование производителей к сокращению отходов и их повторному использованию. В частности, предусматривается освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду

при условии размещения отходов в специальных местах, исключающих такое воздействие. Также закон обязывает производителей и импортеров продукции обеспечивать утилизацию, обезвреживание и захоронение продукции, утратившей потребительские свойства, а также упаковки. Однако то, каким образом планируется реализовывать данную норму, продолжает оставаться не вполне ясным. Очевидно, что данный вопрос связан с множеством практических аспектов, которые либо должны раскрываться подзаконными актами, либо формироваться на практике в пространстве, не урегулированном нормами.

 Неоднозначное отношение к законопроекту и трудности в достижении желаемого компромисса были практически проигнорированы во время его ускоренного принятия. Но это не помогло, поскольку теперь также сложно принимаются подзаконные акты, без которых закон продолжает действовать лишь на бумаге. В принятые акты тут же вносятся изменения, вступление в силу норм переносится.

Благодаря активным действиям бизнес - сообщества удалось смягчить предполагаемое воздействие закона на бизнес и ввести в проекты подзаконных актов более адекватные нормы. Следует отметить установление хороших рабочих отношений между АЕБ и Минприроды России и поблагодарить Минприроды России за понимание нужд и трудностей бизнес - сообщества.

Однако не стоит успокаиваться на достигнутом. Так, в рамках реализации положений вышеупомянутого закона, направленных на вовлечение отходов в повторное использование, было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается». Согласно данному Распоряжению, начиная с 1 января 2018 года, вводится поэтапный запрет на размещение некоторых отходов в соответствии с перечнем (всего 182 наименования). К 2021 году запрет распространится на все отходы из перечня. При этом Распоряжение не учитывает фактического наличия инфраструктуры, позволяющей на момент начала действия запрета передавать данные отходы на утилизацию с адекватными финансовыми и трудовыми затратами. На сегодняшний день по некоторым видам отходов практически отсутствует соответствующая индустрия переработки, вследствие чего предприятия вынуждены передавать свои отходы на мусоросжигание, не имея другой альтернативы.

При этом планируется усиление ответственности за нарушение законодательства, связанного с расширенной ответственностью производителя.

 Рекомендации

Полагаем, что введению ответственности производителя должно предшествовать введение на практике института региональных операторов, на которых должна быть возложена ответственность за сбор и сортировку отходов, передачу товаров, перешедших в отход, соответствующему товаропроизводителю (его представителю). Также ответственность производителя должна согласовываться с ответственностью потребителя за сдачу товара, перешедшего в отход, соответствующему товаропроизводителю (его представителю, например, региональному оператору, оператору), и ответственностью государства за надлежащее расходование средств экологического сбора. Производители, выбравшие несамостоятельную утилизацию, должны иметь право и возможность контроля над уплаченными ими сборами, возможностью влиять на то, чтобы уплаченные ими сборы были действительно использованы для организации системы сбора и утилизации их товара.

Развитие инфраструктуры утилизации тех видов отходов, на захоронение которых вводится запрет, также должно осуществляться за счет привлечения средств экологического сбора, уплаченного производителями и импортерами в рамках реализации расширенной ответственности производителя. Соответствующая инфраструктура должна закладываться при разработке территориальных схем по обращению с отходами.


Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика