- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами
А.Г. Дудникова
В настоящее время не существует действующих подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профессиональной подготовки в сфере охраны окружающей среды.
Предъявляя требования к обучению работников предприятия (организации), инспекторы надзорного органа опираются исключительно на ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ):
Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья
73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны
окружающей среды и экологической безопасности
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или
может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку
в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны
окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие
решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает
или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в
соответствии с законодательством.
Отметим, что ст. 73 размещена в гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» Федерального закона № 7-ФЗ. На наш взгляд, говорить о серьезном образовании в рамках прививания основ экологической культуры неуместно. Максимум что здесь можно требовать — это прохождение неких просветительских курсов на тему необходимости бережного отношения к природе.
Строгий правовой анализ указанной нормы позволяет сделать вывод о ее некорректности, что нашло отражение в судебной практике.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
При проведении Росприроднадзором плановой проверки соблюдения Учреждением требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды было установлено его нарушение, которое выразилось в необеспечении подготовки руководителей Учреждения и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Росприроднадзора Учреждение было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания было указано, что Учреждению вменялось нарушение п. 1 ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления. Решением арбитражного суда заявленные требования были удовлетворены.
Рассмотрев кассационную жалобу Управления Росприроднадзора на указанное решение арбитражного суда, федеральный арбитражный суд пришел к выводу, что непрохождение должностными лицами Учреждения соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Решение суда: решение арбитражного суда было оставлено без изменений, кассационная жалоба Управления Росприроднадзора — без удовлетворения (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.12.2009 по делу № А69-1837/2009).
Расценивать данный посыл можно так: суд не отрицает необходимости прохождения сотрудниками Учреждения специальной подготовки, однако не относит данное нарушение — непрохождение такой подготовки — к нарушению в рамках эксплуатации Учреждения. А специальной нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие специальной подготовки, законодательством не предусмотрено. То есть здесь имеет место правовой пробел, который позволяет природо пользователям нарушать закон без привлечения их к ответственности.
Отсылка же к законодательству, которая содержится в п. 2 ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ («Подготовка руководителей организаций и специалистов […] осуществляется в соответствии с законодательством»), при отсутствии этого самого законодательства делает данную норму недействующей.
Отметим, что Приказ Ростехнадзора от 20.11.2007 № 793 «О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности» утратил силу, просуществовав всего полтора года (начало действия — 28.03.2008, окончание — 28.09.2009). В связи с этим Ростехнадзор выпустил письмо, извлечение из которого приведено ниже:
Извлечение из письма Ростехнадзора от 24.09.2009 № АФ-43/3838
«О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической
безопасности»
[…]
1. При организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической
безопасности до принятия иных нормативных правовых актов необходимо
руководствоваться Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов
организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29
января 2007 г. № 37[…], и распоряжением Ростехнадзора от 8
апреля 2009 г. № 18-рп.
2. Программы подготовки в области обеспечения экологической безопасности
согласовываются с Федеральной службой по экологическому, технологическому и
атомному надзору. При разработке и согласовании данных программ необходимо
руководствоваться:
требованиями к минимуму содержания дополнительных профессиональных
образовательных программ повышения квалификации «Обеспечение экологической
безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем
управления», «Обеспечение экологической безопасности руководителями и
специалистами экологических служб и систем экологического контроля»,
«Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с
опасными отходами», предусматривающими, в том числе, при успешном завершении
квалификационных испытаний выдачу соискателю удостоверения (свидетельства) о
повышении квалификации государственного образца;[…]
Данное письмо было актуально, пока полномочия по организации и контролю подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности не были переданы от Ростехнадзора Росприроднадзору:
Извлечение
из Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283
«О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717»
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» в целях обеспечения исполнения возложенных полномочий приказываю:
1.
Центральному аппарату Росприроднадзора: […]
1.9. организовывать в контролировать подготовку и аттестацию специалистов в
области обеспечения экологической безопасности; […]
Несмотря на то, что соответствующие функции были переданы Росприроднадзору еще в 2010 г. (5 лет назад!), нормативный правовой акт, которым можно было бы руководствоваться при подготовке и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности, пока не был принят данной Федеральной службой.
Не секрет, что Росприроднадзор исправно пользуется документами Ростехнадзора, которые были изданы в большом количестве в тот непродолжительный период, когда функции по регулированию природоохранной деятельности осуществляла эта Федеральная служба (причем даже теми документами, которые сам Ростехнадзор отменил). Таким образом, есть вероятность, что Росприроднадзор, если захочет, сможет ссылаться в будущем на документы Ростехнадзора о подготовке и аттестации специалистов.
Напоследок отметим, что при всей некорректности ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ, приводящей к тому, что ее положения можно не соблюдать вовсе, в ней есть слова, которые ограничивают круг обучаемых (так, обучаться должны руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду), в отличие от соответствующей нормы ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).
Как правило, ответственным за принятие решений на предприятии (в организации) является генеральный директор: именно он в первую очередь должен пройти необходимую подготовку. Кроме того, дополнительно можно обучить сотрудника, ответственного за охрану окружающей среды (чтобы у представителей контролирующей инстанции не возникало лишних вопросов). Вроде все логично. Логика исчезает тогда, когда речь заходит об обучении в области обращения с отходами, о чем мы расскажем далее.
Статья опубликована в
журнале «Справочник эколога» № 12, 2015
- 19-20 ноября Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступит лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости