- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- РОП 2022: судебная практика
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
Н. В. Бирюкова, начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО «ЭКОТИМ»
Самые важные вопросы сейчас: когда необходимо регистрироваться в государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее - ФГИС ОПВК, система), что учесть при заключении договора с Федеральным экологическим оператором (далее - ФГУП «ФЭО») и каковы требования к вывозу отходов?
Особенно остро эти вопросы встали после волны предостережений от Росприроднадзора и вызовов на ковер в прокуратуру.
Положение о необходимости своевременно предоставлять полные, актуальные и достоверные сведения во ФГИС ОПВК (п. 6 ст. 14.3 Закона № 89-ФЗ1) действует с июля 2019 г. Практическая возможность направлять сведения появилась с 1 декабря 2021 г., после официального запуска ФГИС ОПВК в промышленную эксплуатацию.
При этом какие-то конкретные сроки, в которые должна быть внесена первая информация и пройдена регистрация, не установлены.
ФГУП «ФЭО» официально начало свою деятельность, в том числе и как оператор системы, с 1 марта 2022 г. (п. 2 ст. 14.1 Закона № 89-ФЗ1). До этой даты оно в принципе не имело полномочий верифицировать сведения.
При этом в отношении обычных хозяйствующих субъектов вся эта система распространяется только на образователей отходов. Соответственно, если в этом году с 1 марта ОПВК у вас не образовывались, то наказывать вас не за что и регистрироваться прямо сейчас нет необходимости.
Однако если уже зарегистрировались, то в случае каких-либо изменений в тех сведениях, которые указали, включая появление новых отходов, вы обязаны отразить их в системе в течение 10 рабочих дней (см. п. 14 Положения о ФГИС ОПВК2).
На это же Положение2 ссылается ФГУП «ФЭО», когда говорит о сроках, в течение которых необходимо зарегистрироваться в системе после появления отходов. Поэтому, если нет особого желания спорить, то лучше зарегистрироваться, хотя какие-то конкретные сроки не установлены, в том числе и на заключение договора. Согласитесь, странно будет выглядеть привлечение к ответственности за условно «несвоевременную регистрацию» или «отсутствие договора».
При этом уже планируют ввести новые штрафы, а пока привлечь к ответственности могут разве что по общей ст. 8.1 КоАП РФ (правда, непонятно, за что именно) или по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в случае нарушения сроков предельного накопления отходов или передачи их ненадлежащему лицу.
В отношении этих сроков есть несколько интересных моментов, и первый - «опечатка» в формулировке п. 3 ст. 3 Закона № 225-ФЗ3, согласно которой ранее заключенные договоры на обращение с ОПВК действуют с 1 марта 2022 г., если меньший срок не предусмотрен такими договорами. Эту «опечатку» планировали исправить и даже появился проект, но потом, видимо, решили, что она не критична, так как все такие отходы должны передаваться во ФГУП «ФЭО». Вместе с тем, если у вас смелые юристы и безвыходная ситуация (договор с ФЭО заключить не можете, а вывозить надо было уже вчера), то можно попробовать воспользоваться этой «дырой». Обоснование: не можете допустить нарушения санитарных требований.
Второй момент - это сами санитарные требования. В соответствии с природоохранным законодательством накапливать отходы можно 11 мес., но согласно п. 224 СанПиН 2.1.3684-214 содержание специфических для отхода вредных веществ в воздухе закрытых помещений необходимо измерять по мере накопления отходов не реже 1 раза в 6 мес. И если санитарный критерий предельного накопления нарушен, отходы подлежат немедленному вывозу, а сделать это в новой системе невозможно. Получается, полгода отходы лучше не накапливать, а учитывая ситуацию с заключением договора и организацией вывоза, лучше приниматься за эту работу сразу после образования отходов.
Ну и, как говорится, вишенка на торте - в соответствии с ч. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ1 все участники системы должны вести работу в соответствии с федеральной схемой по обращению с ОПВК. Вроде бы она даже утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации, но в открытом доступе отсутствует. Остается лишь надеяться, что ФГУП «ФЭО» ее соблюдает.
Справедливости ради отметим, что ФГУП «ФЭО» ведет очень хорошую работу с пользователями, продолжает совершенствовать сервис и методические указания по работе с ним. Так, по сравнению с началом марта Руководство пользователя увеличилось более чем в 2 раза.
В частности, решен вопрос с регистрацией и работой филиалов: филиалы регистрируются как отдельные площадки мест накопления отходов, а договор можно заключить отдельно с каждым филиалом. Решен вопрос с регистрацией нерезидентов на Госуслугах, разработана форма доверенности. На сайте ФГУП «ФЭО» размещен полный пакет документов федерального оператора, необходимый для заключения договора, создан раздел с ответами на часто задаваемые вопросы.
К началу июня ФГУП «ФЭО» даже начало заключать типовые договоры по установленной форме. При этом при всей суперинтеграции с остальными системами в обязательном порядке для руководителя организации необходимо подгрузить последнюю выписку из ЕГРЮЛ и приказ о назначении или фрагмент из устава в одном файле.
Заключение договора с федеральным оператором
Юридически заключить договор стало возможным только в начале апреля, после вступления в силу приказа ФАС России об установлении тарифов5, однако некоторым предприятиям удалось это сделать раньше - с «нулевой» стоимостью договора. Кстати, тарифы утверждены без НДС, поэтому не удивляйтесь, что сумма в договоре вроде как не сходится: в ней учтен НДС, равный 20%.
При этом сначала договор заключался не по утвержденной типовой форме6, а по ее проекту. К началу июня ФГУП «ФЭО» опомнилось и у всех пользователей текст договора поменяло на утвержденную типовую форму, но сразу с «неотъемлемым» дополнительным соглашением. Без предупреждения, без официальных разъяснений.
В соответствии с п. 2 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ1 и п. 33 Типового договора6, договор действительно может включать дополнительное соглашение, но только при согласии сторон и без положений, противоречащих законодательству. Однако природопользователей никто не спрашивает, договор технически можно подписать только с дополнительным соглашением.
Закон не обязывает отходообразователя заключать договор только через ФГИС ОПВК. Это право, а не обязанность. Хотя, разумеется, целесообразно вести электронный документооборот потому что для бумажной работы у ФГУП «ФЭО» просто нет ресурсов.
Ситуация усугубляется также тем, что законодательство в принципе не предусматривает порядок заключения типового договора по аналогии с заключением договора на обращение с ТКО (и почему не учимся на ошибках?), то есть оно не ограничивает ФГУП «ФЭО» в продолжительности рассмотрения договоров, дополнительных соглашений и разногласий, направленных на бумаге. Да, если вы неоднократно писали, звонили, а реакции нет, то остается только идти в прокуратуру или суд. Или заключать договор с ФГУП «ФЭО» на его условиях, принимая все риски.
Отметим, что в дополнительном соглашении есть и положительные моменты, например внесение 30%-го аванса от стоимости заявки, а не договора. Также не все грузы надо транспортировать как опасные, вырисовывается более четкая структура взаимодействия. Однако не решаются вопросы возврата тары, предоставления подтверждающих документов, необходимых для заполнения отчетности, нет компенсаций за маржинальные отходы, как и процедуры возврата продуктов утилизации или обработки (ст. 220 Гражданского кодекса РФ) и т. д.
В рамках договорной работы целесообразно рассмотреть также включение запрета на передачу отходов на размещение, так как в противном случае в силу положений ст. 23 Закона № 89-ФЗ1 плату за размещение отходов придется вносить именно отходообразователю, особенно в отношении отходов, которые не входят в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации8.
На что следует обратить внимание при рассмотрении дополнительного соглашения
1. В преамбуле договора не указываются представители организаций, имеющие право действовать от имени организации (для отходообразователей такую опцию планируют все же предусмотреть в будущем].
2. Предлагается сократить срок окончательного расчета до 7 [вместо 10] рабочих дней после подписания сторонами акта об оказании услуг,
3. Из п. 9 договора исчезает формулировка «исполнение обязательств федеральным оператором».
4. Срок уведомления заказчика о предстоящем вывозе отходов сокращается с 10 до 5 рабочих дней.
5. Внесены правки в подп. «д» п. 12; заказчика обязуют подготовить отходы для транспортирования в упаковке, соответствующей в том числе Методическим указаниям по транспортированию отходов I и II классов опасности7. Эти Методические указания ФГУП «ФЭО» нужно изучить очень внимательно, поскольку после подписания дополнительного соглашения его выполнение становится обязательным.
6. Договор дополнен подп. «к» п, 12, согласно которому заказчик обязан возместить федеральному оператору фактически понесенные им документально подтвержденные расходы, возникшие по вине заказчика, в том числе оплаченные федеральным оператором штрафы, пени, неустойки.
7. Предлагается установить минимальные сроки вывоза отходов (не менее 90 дней с момента согласования заявки), в том числе для конкретных широко распространенных видов (отходы ртутьсодержащих ламп, химических источников тока, включая батарейки, и аккумуляторов).
8. Уточняются сроки и порядок приемки отходов и документооборота. При этом даже если федеральный оператор не получил от заказчика подписанный акт об оказании услуг или замечания к нему в течение 5 рабочих дней с момента направления такого акта, акт признается подписанным, а услуги выполненными в полном объеме и подлежащими оплате.
9. Предлагается дополнить договор п. 38.1, в котором определены права собственности на продукты переработки и отходы, образовавшиеся в результате оказания услуг по договору (по умолчанию возникают у федерального оператора).
Согласно новой редакции п. 41 договора, весь документооборот предполагается вести только в электронном виде в райках ФГИС ОПВК, за исключением некоторых случаев.
- 06.07.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в Онлайн-практикуме "Обращение с отходами: новеллы законодательства и распространенные ошибки"
- Алла Дудникова приняла участие в выездном заседании НТС Росприроднадзора
- 30.06.2023 прошел очередной онлайн-практикум АНО «Консультационный центр «Кодекс», в котором приняла участие Надежда Бирюкова
- 28.06.2023 Алла Дудникова приняла участие в семинаре «Организация деятельности экологической службы (эколога) на объектах гидроэнергетики»
- 16.06.2023 Надежда Бирюкова выступила на "Саммите экологов Актион"
- 15.06.2023 Надежда Бирюкова провела обучение для слушателей ООО «АЙТэКо»
- 08.06.2023 Алла Дудникова приняла участие в круглом столе на тему «Изменения законодательства в области обращения с отходами. Использование вторичных ресурсов и вторичного сырья в хозяйственной деятельности предприятий»
- Надежда Бирюкова выступила с докладом на конференции "День Эколога", организованной ООО «НТЦ «ПРАВО»
- 31.05.2023 Надежда Бирюкова выступила на заседании Комиссии по экологии и природопользованию Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии
- 24.05.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в XXXII Экологическом форуме
- 17.05.2023 Надежда Бирюкова провела корпоративное обучение для сотрудников ООО "Завод ТЕХНО"
- В журнале "Экоспоры" № 2, 2023 г. опубликована статья "Устанавливайте СЗЗ своевременно!"
- 24.04.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-практикуме АНО "Парадигма" "Строительство, реконструкция, расширение предприятия – что учесть экологу?»
- 18.04.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс»
- 17.04.2023 Надежда Бирюкова провела обучение для слушателей ООО РФОП «Экономика и Управление»
- 4-5 апреля 2023 г. прошел XXII Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности"
- 23.03.2023 Надежда Бирюкова выступила в Деловом клубе "Лучшие региональные практики национального хлебопечения России"
- 23.03.2023 прошел семинар по теме «Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы»
- 16.02.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс»
- 15.02.2023 Надежда Бирюкова приняла участие в конференции «Неделя Техэксперт-2023»
- В журнале Экология Производства № 1, 2023 г. опубликована статья "Отчетность объектов III категории по отходам"
- В журнале Экология Производства № 1, 2023 г. опубликована статья "Отчетность объектов III категории по выбросам"
- Все новости