- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- "С кем экоспорить?"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
Присвоение IV категории ОНВ с котельной
А.Г. Дудникова
Поводом к написанию настоящего материала стало письмо, направленное в адрес редакции «Справочника эколога»
ВОПРОС:
«В декабре 2016 г. мы получили свидетельства по двум площадкам нашего предприятия о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением IV категории. На одной из площадок есть котельная с выбросами бенз(а)пирена (вещество I класса опасности).
Поменялась ли позиция Росприроднадзора по вопросу учета класса опасности выбрасываемых веществ? Нужно ли нам актуализировать сведения и получать новое свидетельство с присвоением III категории?»
ОТВЕТ:
Напомним, Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии)
утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Извлечение из Критериев IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории
6. Наличие одновременно следующих
критериев: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей
среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не
превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II
классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих
веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие
сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов
загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых
нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией,
газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью
менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии
соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6
настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований,
разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного
производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро)
при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6
настоящего документа.
Таким образом, к IV категории не могут быть отнесены предприятия, выбрасывающие
вещества I класса опасности.
Если в заявке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), был указан бенз(а)пирен и вы претендовали на III категорию, а вам присвоили IV категорию, вы можете обратиться за разъяснениями в Росприроднадзор (при желании).
Если же в заявке о постановке на учет бенз(а)пирен не был указан, в этом случае необходимо актуализировать данные. При этом надо понимать, на основании чего установлено, что у вас есть выбросы бенз(а)пирена: если на основании расчета по некогда принятой методике, то однозначно утверждать, что у вас есть выбросы бенз(а)пирена, нельзя — стоит проверить этот факт замерами.
Бенз(а)пирен сопутствует многим процессам, часто в минимальных количествах. Согласно п. 2.5.3. Информации Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта, оказывающего НВОС.
При этом Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) закладывал принцип разнесения объектов по категориям в зависимости от степени воздействия на окружающую среду. Другими словами, объект III категории должен оказывать большее воздействие, чем объект IV категории, что, как справедливо отмечено в упомянутых разъяснениях, в данном случае не соблюдается: «Вместе с тем уровень негативного воздействия на окружающую среду от такого объекта НВОС может равняться или быть ниже, чем у объектов IV категории, в связи с изложенным присвоение таким объектам III категории объектов НВОС будет противоречить положениям статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ».
Ответить на вопрос, поменялась ли позиция Росприроднадзора, не представляется возможным, поскольку щадящая позиция центрального аппарата зачастую встречает сопротивление в регионах, т.е. попытка сослаться в своих действиях или требованиях на подобные разъяснения может встретить сопротивление в виде фразы, что данные разъяснения не являются нормативным правовым актом и следовать им не обязательно. Это действительно справедливо для неопределенного круга лиц, однако полагаем, что для служащих Росприроднадзора разъяснения их руководства должны быть обязательными. При этом на практике мы часто встречаемся с обратным. Описанная ситуация — следствие не совсем удачно разработанных Критериев в развитие ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ. В настоящее время Минприроды России обобщает практику применения Критериев, после чего указанный документ будет доработан.
Поскольку один чиновник, ответственный за разработку критериев, не может охватить нюансы всех производств, имеет смысл принять участие в обсуждении проекта обновленных критериев, «примерив» их в отношении собственного производства. Таким образом, многие нюансы смогут быть учтены.
Отметим, когда был опубликован проект Критериев, мы так сделали в отношении выявленного несоответствия: аргументированно изложили свою позицию и были услышаны — неудачный критерий был убран из проекта. К сожалению, так поступили не все, кто сейчас критикует Критерии, и теперь придется ждать, когда Минприроды России переработает огромный пласт скопившейся у них информации по практике применения Критериев и доработает документ. Однако, если предприятия не примут участия в обсуждении обновленных критериев на стадии проекта, следующие критерии тоже могут оказаться недостаточно адекватными. Повторимся, один, даже самый умный чиновник, не сможет учесть нюансы всех производств.
ВЫВОД:
Если в заявке о постановке на учет вы указали правильную информацию и получили
IV категорию, то можете больше ни о чем не беспокоиться.
Если
к вам возникнут претензии со стороны правоприменителя, вы можете указать, что
подали правильные данные и IV категория вам была присвоена на основании
упомянутых разъяснений, которые соответствуют требованиям ст. 4.2 Федерального
закона № 7-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации не может противоречить
Федеральному закону. В случае выявления такого противоречия действует
Федеральный закон. Таким образом, ваша позиция опирается не просто на
разъяснения, а на разъяснения, основанные на законе.
Если же вы не указали бенз(а)пирен в заявке о постановке на учет, следует сделать замеры. Если замеры покажут наличие бенз(а)пирена, вам необходимо актуализировать данные на основе вновь полученной информации (сделанных замеров).
"Справочник эколога" №10, 2017
- 4 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- В журнале "ЭкоСпоры" № 4, 2025 г. опубликована статья "С кем экоспорить?"
- 16 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе видео-лекций ИПК "Интеграл"
- В журнале "Справочник эколога" № 6, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: обзор судебной практики за I квартал 2025 года"
- 3 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- 6 июня 2025 года Надежда Бирюкова приняла участие в качестве докладчика на Круглом столе «Проблемы и решения в области обращения с отходами»
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- 22 мая 2025 года Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXVI Экологическом форуме
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- Все новости