- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Письмо ППК "РЭО" организациям в сфере переработки товаров и их упаковки
- Правила отнесения ЦСВ к ЦСВ поселений или городских округов
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Постановление правительства РФ от 26.10.2019 № 1379: правила категорирования водных объектов
- Правила проведения инвентаризации сбросов
- Алексей Владимировия Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
НООЛР и объекты III категории
Будет ли в 2019 году предприятие III категории привлекаться к административной ответственности за несоблюдение НООЛР?
Н.В. Бирюкова
В
соответствии с пунктами 2, 4 и 5 статьи 18 Закона № 89 –ФЗ для хозяйствующих
субъектов, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых
образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их
размещение (НООЛР). Данные субъекты, за исключением субъектов малого и среднего
предпринимательства (СМСП), разрабатывают проекты НООЛР. При нарушении НООЛР
хозяйственная и (или) иная деятельность ИП и юридических лиц, в процессе
которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена
в порядке, установленном законодательством (п. 9 ст. 18 Закона № 89-ФЗ).
Учитывая также положения
пункта 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и
лимитов на их размещение (утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 №
50, далее - Порядок) и пункта 8 Методических указаний по разработке проектов
нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом
Минприроды России от 05.08.2014 № 349"), можно конкретизировать, что необходимость внеплановой разработки и согласования
проекта НООЛР возникает при изменении производственного процесса и
используемого сырья, изменении заявленных в проекте НООЛР видов, классов
опасности и количества отходов. При этом сам Порядок не содержит прямых норм,
которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие
утвержденных по данному Порядку нормативов или лимитов на размещение отходов.
Отметим, что само
образование отходов не является видом НВОС, негативное воздействие оказывает
размещение отходов. Порядок устанавливает требования к подготовке и
представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых
количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных
объектах хранения и захоронения отходов с учетом экологической обстановки на
территории, на которой расположены такие объекты (п. 1 Порядка).
В соответствии с
пунктом 4 Порядка ПНООЛР разрабатываются на основании расчетов и имеющихся
данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении
работ или оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения
ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых
объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Таким образом, нормативы
образования отходов носят предположительный характер, устанавливают ожидаемое
количество образующихся отходов и утверждаются для целей нормирования
количества размещаемых отходов, способных
оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому
необходимость корректировки проекта или привлечение к ответственности в случае
превышения нормативов образования отходов, которые не подлежат размещению, является
спорным. Правда, в указанной ситуации речь идет не только об изменении нормативов
образования отходов в среднем за год для некоторых отходов, не подлежащих
размещению, но и об изменении номенклатуры отходов и лимита на размещение.
Несоответствие проекта НООЛР
реальной ситуации может быть выявлено в результате проверки соблюдения
природоохранных требований на предприятии, а также при проверке представляемой
отчетности (статистической, кадастровой и др.). В такой ситуации представители
государственного органа, осуществляющего проверку, выдадут предписание о
необходимости внесения изменений в проект. Можно заняться корректировкой
проекта НООЛР, его согласованием и получением новой разрешительной
документации, не дожидаясь предписания. Однако такое предписание может и не
появиться вовсе.
С 1 января 2019 года ожидается изменение системы нормирования в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Закона № 219-ФЗ. В соответствии с положениями данного закона для объектов HBOC I категории предусматривается разработка и согласование комплексного экологического разрешения. Объекты II категории должны будут подавать декларацию о воздействии на окружающую среду. При этом объекты I, III и IV категорий представлять декларацию не должны.
Статья 3 Закона № 219-ФЗ вносит соответствующие изменения в статью 18 Закона № 89-ФЗ: с 1 января 2019 года НООЛР будут разрабатывать только для объектов I и II категорий. Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. Это должно облегчить процесс оформления изменений в деятельности предприятия в части отходов.
При этом рекомендуем вести
учет всех образующихся отходов в соответствии с установленным порядком, отображать
не учтенные в ПНООЛР отходы во всех предусмотренных
видах отчетности, в том числе в техническом отчете об обращении с отходами и
направлять все виды
отчетности почтой.
Почти вся отчетность по
отходам подается в уведомительном порядке, не предусматривает согласования и может
быть направлена почтовыми отправлениями в
целях предупреждения вступления в разъяснительные
беседы с конкретными инспекторами, которые, как правило, приводят к
необходимости выполнять требования этих конкретных инспекторов. Если при
рассмотрении отчетности у инспекторов возникнут вопросы, можно предоставить
пояснительную записку о том, что вносятся изменения в соответствующую
документацию, и далее действовать по обстоятельствам.
В любом случае описанные
автором вопроса изменения объективно направлены на уменьшение НВОС. Лимиты на
размещение никак не могут быть превышены. Любые попытки оштрафовать можно
попытаться оспорить.
Что касается технического отчета, то, если из законодательства для объектов HBOC III категории исчезнет такое понятие, как проект НООЛР, вместе с ним исчезнет и необходимость представлять технический отчет. Аналогичная ситуация была, когда проект НООЛР отменили для СМСП.
Докумены
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р
«Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав
которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».
2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах произодства и потребления".
3. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке
разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
4. Приказ
Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по
разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
5. Федеральный
закон от 21.07.2014 № 219- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
"Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 8, 2018 г.
|
- 4 марта 2021 года заместитель генерального директора по правовым вопросам компании ЭКОТИМ Алла Дудникова выступит на семинаре"Санитарно-защитные зоны: практические вопросы определения границ и проектирования"
- Новости компании. Критерии отнесения к категориям объектов НВОС
- Памяти Марии Ивановны Васильевой
- 15 декабря 2020 года ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО "ЭКОТИМ" Бирюкова Надежда выступила с докладом на Онлайн-практикуме для промышленных экологов
- 11 декабря 2020 года заместитель генерального директора по правовым вопросам компании ЭКОТИМ Алла Дудникова выступила на семинаре"Санитарно-защитные зоны: практические вопросы определения границ и проектирования"
- 26 ноября 2020 года ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО "ЭКОТИМ" Бирюкова Надежда приняла участие в качестве эксперта и выступила с докладом на XXVII Экологическом форуме.
- 3 ноября 2020 г. заместитель генерального директора по правовым вопросам Алла Дудникова выступила на семинаре "Соблюдение требований природоохранного законодательства в 2020 году: технологическое нормирование, КЭР, внедрение НДТ"
- 29 октября 2020 года ведущий специалист отдела эколого-правового консалтинга ООО "ЭКОТИМ" Бирюкова Надежда провела онлайн семинар "Что и когда считать отходом?"
- 6 октября 2020 года заместитель генерального директора по правовым вопросам Алла Дудникова выступила на семинаре «Санитарно-защитные зоны в 2020 году: законодательные требования и нововведения. Практические вопросы определения границ и проектирования».
30 сентября 2020 года генеральный директор компании ЭКОТИМ Михаил Дивович выступил на семинаре «Охрана окружающей среды при эксплуатации гидроэлектростанций», проводившемся Ассоциацией «Гидроэнергетика России». Тема выступления: «Новое в законодательстве о санитарно-защитных зонах».
- Компания ЭКОТИМ поддерживает акцию "СДЕЛАЕМ! 19.09.2020 Всемирный день чистоты"