Все публикации

 


С НОЯБРЯ  - ПО-НОВОМУ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

А.А. Самохина

Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ (вступит в силу 01.11.2019, за исключением отдельных положений) предусмотрено проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на территории 12 городских округов, а также внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, которые коснутся всех природопользователей.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО КВОТИРОВАНИЮ ВЫБРОСОВ

В городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск,  Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита (далее — территории эксперимента) с 01.01.2020 по 31.12.2024 будет проведен эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух.

Суть эксперимента состоит в следующем.

Для каждой территории эксперимента проводятся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха.                                                                                                

Сводные расчеты проводятся Росприроднадзором на основании сведений об инвентаризации, предоставленных по запросам госоргана владельцами объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — HBOC), расположенных на территории эксперимента. Если Росприроднадзору понадобится уточнить данные сведения, владелец объекта НВОС не вправе отказать ему в доступе на свой объект. Здесь стоит отметить, что инвентаризация проводится не только для стационарных, но и для передвижных источников.

На основе сводных расчетов выполняются расчет и оценка риска для здоровья человека, по результатам которых с учетом заключения о проведении сводных расчетов определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ для каждой территории эксперимента.

Далее Росприроднадзор при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации формирует перечень квотируемых объектов.

Для квотируемых объектов устанавливаются квоты выбросов в соответствии с правилами квотирования выбросов, определяемыми Минприроды России.

К СВЕДЕНИЮ

Квоты будет устанавливать Росприроднадзор, а разрабатывать и представлять в Росприроднадзор предложения по квотам выбросов будет владелец квотируемого объекта на основании определенных Росприроднадзором допустимых вкладов в концентрацию.

Владельцы квотируемых объектов в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах выбросов, разрабатывают планы мероприятий по достижению этих квот. Планы мероприятий по достижению квот выбросов утверждаются владельцами квотируемых объектов после их согласования межведомственным советом по проведению эксперимента.

В случае если мероприятия, направленные на достижение квот выбросов на квотируемом объекте, не могут быть реализованы в сроки, установленные для проведения эксперимента, владелец квотируемого объекта включает в план мероприятий по достижению квот выбросов компенсационные мероприятия из перечня компенсационных мероприятий, который утверждается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации для каждой территории эксперимента и размещается в Интернете. Такие компенсационные мероприятия выполняются владельцем квотируемого объекта самостоятельно или посредством оплаты расходов, связанных с их выполнением.

Для квотируемых объектов, относящихся к объектам I категории, утвержденные квоты выбросов включаются в комплексные экологические разрешения, в разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для объектов II категории также предусмотрено внесение квот выбросов в указанные выше разрешения, а при отсутствии таких разрешений — в декларацию о воздействии на окружающую среду.

В отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении квотируемых объектов дополнительно включаются сведения:  

- об утвержденных квотах выбросов;    

- о соответствии выбросов на квотируемых объектах квотам выбросов;

- о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов.                                   

В связи с проведением эксперимента распределены полномочия между органами государственной власти.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Если приведенные выше положения касаются только территорий проведения эксперимента, то правки, внесенные в основные федеральные законы в области охраны окружающей среды, коснутся всех природопользователей — владельцев источников выбросов (и отчасти даже владельцев источников сбросов).

Не вредный, а загрязняющий

В Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) взамен понятия «вредное (загрязняющее) вещество» введено понятие «загрязняющее вещество»:

     Федеральный закон № 96-ФЗ

           (в настоящей редакции)

     Федеральный закон № 96-ФЗ

      (в редакции, действующей с  01.11.2019)

 Статья 1. Основные понятия 

 В настоящем Федеральном законе  используются следующие основные  понятия:

 [...] 

 вредное (загрязняющее)  вещество – химическое или  биологическое вещество либо смесь  таких веществ, которые содержатся  в  атмосферном воздухе и которые в  определенных концентрациях  оказывают вредное воздействие  на  здоровье человека и окружающую  среду;

 [...] 

 

 Статья 1. Основные понятия

 В настоящем Федеральном законе  используются следующие основные  понятия:

 [...] 

 загрязняющее вещество –  химическое вещество или смесь  веществ , в том числе радиоактивных,  и микроорганизмов , которые  поступают в атмосферный воздух,  содержатся и (или) образуются в нем  и которые в количестве и (или)  концентрациях, превышающих  установленные нормативы,  оказывают негативное воздействие на  окружающую среду, жизнь, здоровье  человека;

 [...] 

 

 Предусмотрено, что в подзаконных актах при упоминании «вредного (загрязняющего) вещества» речь идет о понятии «загрязняющее вещество» в его обновленном виде.

Право на сводные расчеты

В отношении квотирования выбросов для природопользователей, не участвующих в эксперименте, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации на территории своего субъекта вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию.

Обратите внимание: это право применимо только к территориям тех субъектов, которые не затрагивает эксперимент по квотированию выбросов, т.к. для последних это не право, а обязанность.

Инвентаризация для передвижных источников

Изменениям, внесенными в ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ, определено , что инвентаризация выбросов проводится не только для стационарных, но и для для передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС. Однако то, что инвентаризация касается не только стационарных источников, поправлено не во всем законе.

 Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха будет утверждена Минприроды России.

Предоставление сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, будет осуществляться, как и в случае эксперимента, — по запросу госоргана.

При этом существующую инвентаризацию переделывать не надо. Инвентаризацию  выбросов от передвижных источников можно будет провести отдельно, когда Минприроды России утвердит требуемую методику, и только тем, у кого ее попросят для сводного расчета.

Экспертиза программ для расчета рассеивания

Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится Росгидрометом. Порядок проведения экспертизы будет установлен Минприроды России.

Экспертиза программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ, проводится и соответствии с законодательством в области использования атомной энергии.

Мероприятия в периоды НМУ

Внесены изменения в части осуществления владельцами источников выбросов мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды неблаго­приятных метеорологических условий (далее — НМУ).

Требования к таким мероприятиям будут установлены Минприроды России.

Поступление информации о наступлении НМУ — основание для проведения внеплановой выездной проверки выполнения мероприятий при НМУ в рамках государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха. Такая проверка проводится после извещения органов прокуратуры о ее проведении.

Мероприятия при НМУ не проводятся на объектах IV категории. Но в случае поступления в госорганы обращения или заявления, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, объекты IV категории могут попасть под внеплановые выездные проверки в периоды НМУ.

 ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ ПЛАТЫ ЗА НВОС

 В Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректированы положения в части платы за НВОС за период с 1 января до 31 декабря 2019 г., направленные на сглаживание перехода к новой системе нормирования.

Действующей редакцией закона предусмотрено применение коэффициента 5 за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.

При этом Приказы Минприроды России, дающие возможность природопользователям разработать план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, были утверждены совсем недавно.

Поправками же лимиты на выбросы и сбросы приравнены к временно разрешенным выбросам и сбросам, а планы снижения выбросов и сбросов приравнены к планам мероприятий по охране окружающей среды или программам повышения экологической эффективности.

                        Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 10, 2019 г.


                      

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
Тренинги и семинары
 
статистика