Все публикации

 

     

       ПЛАТА ЗА НВОС ДЛЯ ОБЪЕКТОВ III КАТЕГОРИИ. 

       ЧТО ГОВОРЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬ? (окончание)

М.С. Дивович

ЧТО ГОВОРИТ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬ?

На сей раз правоприменитель, не сумев обеспечить к заданному числу требуемую нормативную базу, стал пользоваться даже не письмами, а объявлениями на сайте, пусть и официальном (видимо, чтобы в случае необходимости можно было менять показания, что и произошло с объявлением от 16.01.2020):

- объявление на сайте от 20.12.2019 (о предоставлении отчетности по выбросам загрязняющих веществ для объектов III категории) — qps.ru/R5Co1;

- объявление на сайте от 16.01.2020 — rpn.gov. ru/nеws/rosprirodnаdzor_soobshchaet0120.

На момент подготовки статьи указанные объявления на сайте удалены. Как менялось объявление от 16.01.2020, показано ниже:

 Объявление 1.

Росприроднадзор сообщает

Уважаемый природопользователи!

Напоминаем, что до конца января вам необходимо предоставить экологическую отчетность в Росприроднадзор.

До 22 января:

отчет по форме 2-ТП об охране воздуха предоставляют все объекты, имеющие объемы выбросов загрязняющих веществ, превышающие 10 тонн в год или объемы от 5 тонн до 10 тонн в год и имеющие в своем составе выбросы загрязняющих веществ I и (или) II класса опасности.


Объявление 2:

Напоминаем, что до конца января вам необходимо предоставить экологическую отчетность в Росприроднадзор.

До 22 января:

отчет по форме 2-ТП со сведениями об использовании воды подают предприятия всех категорий в Росводресурсы;

отчет по форме 2-ТП об охране воздуха предоставляют все объекты, включая IV категории.

 

16.01.2020 в официальной группе Росприроднадзора ВКонтакте (vk.com/rpngov) размещено следующее объявление: 

Росприроднадзор                                                                                                                                             16 янв.2020 в 16:02

Уважаемые природопользователи! Напоминаем, что до конца января вам необходимо предоставить экологическую отчетность в Росприроднадзор.

До 22 января:                                                                                                                        

отчет по форме 2-ТП со сведениями об использовании воды подают предприятия всех категорий;                                                                                                                                     отчет по форме 2-ТП об охране воздуха предоставляют все объекты, кроме IV категории.


Кстати, мнение госоргана поменялось под влиянием массовых возмущений бизнес-сообщества в социальных сетях. Делайте выводы. Да, один из выводов — возмущаться стоит. Но другой — делайте нотариально заверенные скриншоты, ведь с государственным органом дело имеете (это уже грустный вывод).

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ?

Платежная база по выбросам

На основании вышеизложенного можно построить такую логику. К IV категории относятся предприятия, выбросы которых не превышают 10 т в год и не содержат веществ I и II классов опасности. Такой уровень выбросов законодатель признал незначительным и оплаты не требующим.

При этом оценка «вредности» объекта проводится по двум средам — воде и воздуху.

Соответственно, к III категории могут относиться предприятия, которые по воздействию на воздух находятся на уровне IV категории, а по воздействию на водный объект — на уровне III. Для этих предприятий не предусмотрена подача отчета по форме № 2-ТП (воздух), т.к. он привязан к уровню воздействия, а отчет по ПЭК, который привязан к категории объекта, будет «нулевым» в части выбросов, т.е. в таком отчете будет указано, что производить контроль выбросов не требуется.

Следовательно, эта категория предприятий фактически освобождается от платы за НВОС в части загрязнения воздуха ввиду того, что «нулевой» отчет по ПЭК задает нулевую базу для расчета платежей.

И это справедливо, т.к. воздействие на атмосферный воздух предприятий III категории аналогично воздействию предприятий IV категории.

Формулировку п. 8 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ следует признать некорректной:

8. При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

В отчете по ПЭК объектов III категории указываются только нормируемые вещества, а не наоборот — вещества, указанные в отчете, признаются нормируемыми. При этом нормируемыми веществами для объектов III категории признаются вещества I и II классов опасности. Соответственно, в отчете по ПЭК объектов III категории априори не может быть других веществ, кроме веществ I и II классов опасности.

Трактуя вышеизложенное в совокупности с учетом исторически накопленной практики, видится следующий подход к плате за НВОС в части выбросов для III категории. Если вещества I и II классов опасности в выбросах отсутствуют, то подается «нулевой» отчет по ПЭК и плата не вносится; если присутствуют — то нормируются «по старинке» (т.к. ничего нового не вышло), а затем контролируются и оплачиваются.

Платежная база по сбросам

С водой разобраться сложнее, т.к. отчет по ПЭК содержит большое количество отсылочных норм к ведомственным актам, регулирующим различную и многогранную отчетность по воде.

Пункт 9.2.1 Приказа № 74, содержащий требование о наличии в программе измерений качества сточных вод только веществ I и II классов опасности (как еще можно расценить фразу «должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса»?), приводит к необходимости показывать в программе ПЭК и отчете по ПЭК контроль только по этим веществам. Отсутствие таких веществ в сбросах приведет к необходимости подачи «нулевого» отчета в части сбросов. Плата за сброс в этом случае тоже будет нулевая. Плата при наличии веществ I, II классов опасности рассчитывается по аналогии с платой за выбросы.

Однако Приказ № 74 в части требований к программе измерений качества сточных вод отсылает к Приказу № 205. Но данным Приказом в отношении указанной программы требований не установлено, а установлена лишь необходимость согласования ее с Росводресурсами. Новая редакция статьи по ПЭК (ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ) и Приказ № 74 не заменяют существующий порядок учета и отчетности по воде. Однако эта отчетность к плате за НВОС отношения не имеет — плата привязана только к величинам, определяемым в отчете по ПЭК, т.е. к количеству веществ I, II классов опасности.

Платежная база по отходам

Платежную базу по отходам Федеральный закон № 7-ФЗ по категориям не разделяет, в п. 1 ст. 16.2 сказано в общем:

1. Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее — платежная база).

Постановление № 255 объекты III категории отсылает к отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от27.12.2019 № 450-ФЗ, данная отчетность представляется в составе отчета по ПЭК в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Соответствующие изменения пока не внесены ни в Приказ № 74 (требования к программе ПЭК, порядок и сроки представления отчета), ни в Приказ № 261 (форма отчета по ПЭК), ни в Приказ № 522 (методические рекомендации по заполнению формы отчета по ПЭК).

Полагаем, если в обозначенные Приказы не будут своевременно внесены надлежащие изменения, объектам III категории целесообразно направить отчет по ПЭК до 01.03.2020, включив в него данные об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах в любой форме. Можно даже приложить таблицы из формы № 2-ТП (отходы) за 2019 г. или саму форму, воспользовавшись логикой правоприменителя в части атмосферного воздуха.

Можно, конечно, попробовать не платить по основанию отсутствия конкретных требований к виду, в котором в отчет по ПЭК включаются соответствующие данные, если есть желание спорить. Так, в нынешнем виде отчет по ПЭК включает только информацию по собственным ОРО. Правовую позицию спора ослабляет факт указания законом на необходимость наличия данной информации в отчете по ПЭК (в отличие от выбросов и сбросов, где закон не требует наличия информации об иных загрязняющих веществах, кроме нормируемых).

В отличие от выбросов и сбросов здесь также уместнее говорить не о незначительности размеров платежей за выбросы и сбросы ненормируемых веществ, а о некорректности принятых норм. Шансы на возникновение спора здесь также выше по причине серьезности сумм платежей за размещение отходов. Поскольку за ТКО платят операторы, речь в части платы идет только об отходах производства. Чтобы не быть жертвой недоработок законодателя и следующих за ними нетривиальных подходов правоприменителя к разрешению правовых коллизий, есть смысл передавать отходы на утилизацию, если это возможно.

Сверхнормативные и сверхлимитные платежи

Отдельно обращают на себя внимание сверхнормативные и сверхлимитные платежи, которые предусмотрены Федеральным законом № 7-ФЗ. Как их предлагается определять в отношении объектов III категории?

Повышенный коэффициент 25, который действует  с расчета платы за 2020 г., должен взиматься за объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ , превышающих установленные для объектов III категории НДВ, НДС.

Установленными нормативами признаются нормативы веществ I и II классов опасности и величины эмиссий иных веществ, указанные в отчете по ПЭК. Поскольку для иных веществ, выбрасываемых в воздух объектами III категории, программой ПЭК контроль не предусмотрен и в отчете по ПЭК они не указываются, то сверхнормативными будут выбросы только при превышении норма­тивов, рассчитанных для веществ I и II классов опасности.

Термин «установленные» также обращает на себя внимание тем, что нормативы рассчитываются самим хозяйствующим субъектом и процедуры установления не требуют (либо следует считать, что они устанавливаются самим хозяйствующим субъектом). В связи с тем что специальный документ об установлении нормативов для объектов III категории отсутствует, а норма об их утверждении присутствует, можно предложить хозяйствующим субъектам оформлять документ об установлении нормативов с грифом утверждения руководителем предприятия.

В отношении отходов коэффициент 25 применяется при превышении величин, указанных в отчетности. Это может происходить только в случае преднамеренного желания скрыть информацию (занизить отчетные показатели) либо из-за технической ошибки, т.к. отчетность составляется по факту, направляется в уведомительном порядке и хозяйствующий субъект волен указывать желаемые цифры.

Если отчет по ПЭК не подан, все выбросы, сбросы, отходы будут оплачиваться с применением коэффициента 25.

Этот коэффициент для объектов III категории, по сути, является и сверхнормативным, и сверхлимитным. Для объектов I и II категорий это только сверхнормативный коэффициент, т.к. в отношении выбросов и сбросов для них предусмотрен сверхлимитный коэффициент 100. Для объектов I и II категорий существует возможность установления ВРВ и ВРС, в рамках которых загрязнение оплачивается с коэффициентом 25, а выше (или при отсутствии КЭР, ДВОС) — с коэффициентом 100.

Выбросы и сбросы в пределах ВРВ и ВРС

Интересная картина наблюдается с платой за выбросы, сбросы в пределах ВРВ, ВРС. Хотя для объектов III категории и предусмотрена возможность установления ВРВ и ВРС, но установленный законодателем порядок расчета платы и действующие с расчета платы за 2020 г. коэффициенты, похоже, никак не учитывают эту возможность.

Единственный предусмотренный для расчета платы в пределах ВРВ, ВОР «коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов» совпадает со сверхнормативным коэффициентом «за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов», что никак не стимулирует владельца объекта III категории получать ВРВ, ВРС и, соответственно, реализовывать природоохранные мероприятия. Хотя, конечно, в качестве стимула тут может выступать угроза штрафных санкций и приостановления деятельности предприятия.

В завершение еще раз обратим внимание, что срок подачи отчета по ПЭК наступает после срока внесения платежей. Полагаем, что для исключения «игр» с буквой закона лучше подать отчет по ПЭК до внесения платежей.

     Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 2, 2020 г.


 

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика