Все публикации

 


СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I и II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ: что меняется для полигонов

 Н.В. Бирюкова

Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»"» (далее - Закон № 225-ФЗ) дополнил ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) следующими определениями.

СЛОВАРЬ

 Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ (далее также - федеральный оператор);

Оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или] иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

 (Из ст. 1 Закона № 89-ФЗ)


Также Закон № 225-ФЗ дополнил Закон № 89-ФЗ ст. 14.1-14.4, которые содержат основные положения, касающиеся функционирования федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, и требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности.

Итак, федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации (по пред­ложению Росатома и согласованию с Минприроды РФ) и будет выполнять следующие функции (ст. 14.1):

- осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опас­ности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности;

- представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполно­моченный в области государственного регулирования тарифов, пред­ложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

- выполнять задачи оператора государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Пунктом 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные

предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осу­ществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обра­щения с отходами I и II классов опасности.

Схема утверждается Правительством РФ, требования к содержанию дан­ной схемы описаны в п. 1 указанной статьи. Она должна включать в том числе сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности, сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности и схему потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности.

Не последнюю роль в становлении системы обращения с отходами I и II классов опасности играет государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая должна содержать информацию об отходах I и  II классов опас­ности, необходимую для разработки и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (см. ст. 14.3). Порядок создания, эксплуатации и модернизации данной системы устанавливается Правительством Российской Федерации. Установлено, что индивиду­альные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твер­дыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, до­стоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в государственной информационной системе учета и контроля за обраще­нием с отходами I и II классов опасности.

В ст. 14.4 изложены особенности обращения с отходами I и II классов опасности: так, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях они обязаны заключить соответствующий договор и передать данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Формы типовых договоров на оказание данных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 данной статьи сбор отходов I и II классов опасности у их образователей могут осуществлять операторы по обращению с отходами I и II классов опасности при условии заключения указанными операторами с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности. Данные услуги оплачиваются согласно установленным тарифам.

Прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, федеральным оператором от регионального оператора осуществляется на основании договора, заключение которого также является обязательным.

Чтобы создаваемая система обращения с отходами I и II классов опасности заработала, Правительство РФ должно сделать следующее (см. таблицу).

 РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I И II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

Результат на 20.12.2019

1. Установить порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, требований к ее составу

 

2. Утвердить федеральную схему обращения отходами I и II классов опасности

 

3. Утвердить форму типового договора оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности

 


4. Утвердить основы ценообразования, правил регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности, а также определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности

 

5. Утвердить положение о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности



6. Утвердить федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Минприроды России должно согласовывать предложения ГК «Росатом» по кандидатуре федерального оператора (согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.2019 № 1372 «О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»)

 

Такой порядок установлен, см. Постановление Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности»

Пока не утверждена

 

 

Утверждена, см. Постановление Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности»

 

Не утверждены

 

 

 

 

 

Утверждена, см. Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»

 

Федеральным оператором стало ФГУП «РосРАО» (предприятие ГК «Росатом»), распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р

 

 

 Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 225-ФЗ, положения абз. 2 п. 2 ст. 14.1, п. 4 ст. 14.2, пп. 1-4 и 8 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ применяются по истечении одного календарного года со дня утверждения Правительством РФ федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности. Но такая схема на текущий момент не утверждена!

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 225-ФЗ договоры на обращение с отходами I и II классов опасности, которые заключены до дня вступления в силу этого федерального закона (то есть до 25.09.2019), действуют до истечения одного календарного года со дня утверждения Правительством РФ федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, если меньший срок не предусмотрен такими договорами.

Итак, исходя из представленной информации, ответы на поставленные вопросы следующие.

Вы имеете право заниматься вашей деятельностью в части обращения с отходами I и II классов опасности, как и раньше, в течение одного календарного года с момента утверждения федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, при этом необходимо учитывать положения п. 3 ст. 3 Закона № 225-ФЗ о сроке действия заключенных ранее договоров с хозяйствующими субъектами.

Ваша организация сможет и дальше продолжать свою деятельность, если ваш объект будет включен в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности и будет заключен соответствующий договор с федеральным оператором отходов I и II классов опасности.

Федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности раз­рабатывается Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и должна включать в том числе сведения о местах нахождения, мощности, технических характеристиках объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности, сведения об операторах по обращению с отходами I и II классов опасности, схему потоков отходов I и II классов опасности от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.

Если ваш объект не состоит в данной схеме, вам следует представить необходимые сведения в государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (см. пп. 12- 20 Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346). Соответствующие изменения в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности должны быть внесены в течение 3 мес.

Федеральным оператором определено ФГУП «РосРАО» (предприятие ГК «Росатом»).

Отдельно отметим, что федеральная система обращения с опасными отходами создается в рамках реализации федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности» в составе национального проекта «Экология». Предусматривается создание производственно-логистической инфраструктуры и 7 производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I—II классов опасности. Информацию по ним можно отслеживать на сайте ФГУП «РосРАО» (предприятие Госкорпорации «Росатом»).

Согласно информации ФГУП «РосРАО», представленной в частном разъяснении (исх. письмо №214-1/4290И от 11.12.2019), утвердить федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности планируется не ранее IV квартала 2020 г. Таким образом, до конца 2021 г. обращение с отходами I и II классов опасности будет осуществляться в том же порядке, что и сейчас.

     Опубликовано в журнале "Экология производства" № 1, 2020 г.



Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика