Все публикации

 

                           КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕРИОД ПРЕВЫШЕНИЯ НОРМАТИВОВ
Проверка

Н.В. Бирюкова

В соответствии с пп. 7, 8 Методических указаний по разработке проектов HOOJIP, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, в целях подтверждения соблюдения утвержденных НООЛР хозяйствующими субъектами (их филиалом или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.

Отчет составляется в целях подтверждения:

- заявленных в проекте НООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;

- фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

Таким образом, в целях анализа соответствия образования отходов установленным нормативам в качестве отчетного периода должен приниматься период, равный одному году с даты утверждения НООЛР, а не календарный год (см. также письмо Росприроднадзора от 07.11.2017 № АА-10- 02-31/24679 «О сроках представления технического отчета»).

Технический отчет сдается в уведомительном порядке. На законодательном уровне не установлены ни срок, ни процедура проверки техотчета, как, например, для декларации о плате за негативное воздействие.

Для административных правонарушений при обращении с отходами производства и потребления (перечисленных в ст. 8.2 КоАП РФ) срок давности составляет 1 год (согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). В данном случае правонарушение не может классифицироваться как длящееся, потому что технический отчет подается к определенному сроку и у инспекторов есть возможность выявить данное правонарушение. Таким образом, через год после представления технического отчета об обращении с отходами привлечь к ответственности за несоблюдение установленных НООЛР нельзя.

Анализироваться должны данные, представленные именно в техническом отчете по обращению с отходами. Однако данные учета отходов, полученные в соответствии с приказом № 721, могут также использоваться для анализа соблюдения установленных нормативов образования отходов, Например, если у предприятия сразу в квартале образовалось большое количество отходов, превышающее установленный норматив, этот факт может быть выявлен в рамках проверки и послужить основанием для оформления протокола об административном правонарушении. Поэтому данные учета отходов инспектор вправе запросить для анализа, При этом в целях определения превышения установленных НООЛР должны анализироваться определенные периоды, и если явных превышений нет в рамках одного, двух, трех кварталов в течение отчетного периода, определять превышение на основании данных учета отходов четырех кварталов неправомерно.

Вместе с тем в настоящее время согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответственность предусматривается только за превышение лимитов на размещение отходов. Таким образом, при превышении нормативов образования отходов к хозяйствующему субъекту не должны применяться положения ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» КоАП РФ.

Лимит размещения отходов устанавливается на конкретный срок, который указывается в документе об утверждении НООЛР, и наличие превышения лимита должно определяться по отношению к данному сроку, то есть по факту размещения отходов в течение 2018 г. и за период с 01.01.2019 по 22.08.2019, согласно выданному документу об утверждении НООЛР. Только превышение лимита на размещение конкретных отходов в обозначенные периоды может представлять собой состав правонарушения, предусмотренного п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ.

В случае, если в течение установленного надзорного периода стало понятно, что уже есть превышение действовавших на тот момент нормативов (по результатам анализа данных учета отходов за IV квартал 2018 г., I и II кварталы 2019 г.), целесообразно было сообщить об этом инспектору, уведомить, что в настоящее время ведется разработка нового проекта НООЛР, в котором будут заложены актуальные нормативы образования соответствующих отходов, и ходатайствовать о продлении срока проверки выполнения предписания, чтобы успеть даже если не утвердить новые нормативы образования отходов, то хотя бы подать проект НООЛР на рассмотрение.

Если из имеющихся документов, а именно из данных учета отходов за IV квартал 2018 г., I, II кварталы 2019 г. и документов бухгалтерского учета за сентябрь 2018 г., июль и август 2019 г. (до 22.08.2019), не следует превышение установленных нормативов, то говорить об их нарушении нельзя, так как нет соответствующих доказательств.

Однако, учитывая, что сейчас по факту у предприятия для эксплуатируемого объекта негативного воздействия I категории отсутствует разработанный и утвержденный проект НООЛР, а это образует состав правонарушения, предусмотренного п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ (неисполнение обязанности по разработке проектов НООЛР или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена), полагаем, что организации не следует заострять внимание инспектора на формальном выполнении или невыполнении нормативов, установленных предыдущим документом об утверждении НООЛР. В данном случае организации целесообразно придерживаться позиции, что в настоящее время превышение нормативов образования отходов не является правонарушением.

Чтобы определить в принципе, было ли превышение установленных ранее нормативов образования отходов за период с 22.08.2018 по 22.08.2019 и сделать вывод о неисполнении предписания, необходимо проанализировать данные о фактически образованных за данный период отходах, которые содержатся в данных учета отходов за IV квартал 2018 г., I—II кварталы 2019 г., а также в бухгалтерских документах о передаче отходов в течение сентября 2018 г., июля и августа 2019 г. Ведение ежемесячного учета отходов действующим порядком не предусмотрено.

       Опубликовано в журнале "Экология производства" № 12, 2019 г.

 


Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика