- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- "С кем экоспорить?"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И КАК УСТАНОВИТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ НОРМАТИВ
(Окончание)
А.Г. Дудникова
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
ВРВ/ВРС
устанавливаются при наличии проекта программы
повышения экологической эффективности, являющейся
приложением к заявке на получение КЭР.
Федеральным
законом № 7-ФЗ четко указывалось, что технологические показатели НДТ должны
устанавливаться нормативными документами в области охраны окружающей среды,
т.е. нормативными правовыми актами Минприроды России (о чем говорилось выше).
Правила же при установлении нормативов отсылают напрямую к справочникам НДТ,
Возможно, это вызвано задержкой в принятии соответствующих нормативных
документов.
Изученные нами
нормативные документы не противоречат справочникам (за исключением некоторых
оговорок, подобных приведенным выше). Исходя из этого полагаем, что при
отсутствии технологических показателей НДТ, установленных нормативным
документом, можно использовать технологические показатели справочника. Однако,
напоминаем, это дело добровольное, т.к. справочники не являются нормативными
правовыми актами, а Правила не могут противоречить Федеральному закону № 7-ФЗ.
Получается, если нормативный документ для
отрасли отсутствует, заявку па получение КЭР можно подавать только с санитарно-гигиеническими
нормативами в отношении веществ I-II классов опасности. Что об
этом подумает правоприменитель, в т.ч. судебные инстанции, узнаем на практике.
Отдельный вопрос, как быть в том
случае, если КЭР получено в отсутствие нормативного документа в области охраны
окружающей среды (за основу Предприятие взяло показатели
справочника) и такой нормативный документ будет
утвержден позже, да еще и с иными технологическими показателями. Корректировка
КЭР по такому основанию не предусмотрена. Полагаем, что если КЭР уже получено,
то вряд ли придется его корректировать. По крайней мере это требование можно
будет оспорить, в т.ч. и потому, что возникнет вопрос, почему цифры
нормативного документа оказались отличными от справочника и чем они обоснованы.
А вот если
нормативный документ выйдет в период paccмотрения аявки на получение КЭР, отказ в его выдаче вполне вероятен
- это можно предположить по аналогичным ситуациям практики традиционного
нормирования, когда отстоять действующий документ гораздо легче, чем обжаловать
отказ в его выдаче, а также по наличию многочисленных прецедентов отказов по
основанию изменившегося законодательства.
Интересный момент вырисовывается в части платы за НВОС. Получается, если нормативные документы не
вышли, предприятие получает КЭР только по нормативам для веществ I-II классов опасности и по III-IV классам опасности не
нормируется. Соответственно, и не платит? Как оно может платить, если эти
вещества не нормированы? Ладно когда эти вещества соответствуют технологическим
показателям — это законная льгота тем, кто реализовал НДТ. А если
технологические показатели именно не установлены (нормативный документ не
утвержден)? Что и на каком основании от предприятия можно требовать? Если,
например, говорить о керамике — пыли себе пыли сколько угодно безвозмездно,
т.е. даром.
Еще интересно, надо ли будет соблюдать санитарно-гигиенический
норматив в отношении вещества I или II класса опасности, если на него
установлен технологический норматив. Это уже правовая коллизия, достойная
судебных инстанций. Вполне можно выиграть суд как в ту, так и в другую сторону.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 8, 2019 г.
- 4 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- В журнале "ЭкоСпоры" № 4, 2025 г. опубликована статья "С кем экоспорить?"
- 16 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе видео-лекций ИПК "Интеграл"
- В журнале "Справочник эколога" № 6, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: обзор судебной практики за I квартал 2025 года"
- 3 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- 6 июня 2025 года Надежда Бирюкова приняла участие в качестве докладчика на Круглом столе «Проблемы и решения в области обращения с отходами»
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- 22 мая 2025 года Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXVI Экологическом форуме
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- Все новости