Все публикации

 

                       ЗАКОН ОБ ОТХОДАХ: НОВЫЙ ГОД – НОВЫЕ НОРМЫ

А.Г. Дудникова

Представляем краткий обзор Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЭ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № БОЗ-ФЗ).

В целом изменения видятся адекватными. Посмотрим, конечно, как отзовется на них правоприменитель.

Кричащая абсурдность «ФККО — лицензия», стоявшая на пути утилизации отходов, если и не исчезла полностью, то стала преодолимой. Свершилось давно обещанное — лицензию теперь можно получать как на виды, так и на группы отходов. Ложка дегтя в бочке меда: для того, чтобы воспользоваться этой радостью, лицензию надо переоформлять, т.е. снова попадаем в зависимость от право­применителя, который под разными предлогами может отказывать в переоформлении лицензии.

Понятия сбора и накопления отходов сбора усовершенствованы таким образом, что под сбором (лицензируемым видом деятельности) понимается прием отходов на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение, в т.ч. от транспортных компаний. Вся же предварительная деятельность, которая раньше тоже относилась к сбору отходов, теперь называется накоплением. Таким образом, сбором теперь занимаются только лица, непосредственно осуществляющие обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов. Соответственно, не требуется лицензия ни магазинам, собирающим батарейки от населения, ни шиномонтажам, принимающим изношенные шины, ни школам, собирающим макулатуру.

Введено понятие «раздельное накопление отходов».

У органов местного самоуправления появились конкретные полномочия   — организация мест размещения твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), разработка схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО. Кроме того, органы местного самоуправления должны вести реестры площадок накопления ТКО. В реестры будут включены сведения о местах нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в этих местах накопления ТКО.

На подготовку к исполнению данных полномочий органам местного самоуправления дан год — соответствующие нормы вступают в силу с 01.01.2019.

Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

Безуспешные попытки Росприроднадзора получить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за ТКО в 2016-2017 гг. привели к появлению нормы о том, что плата за НВОС при размещении ТКО за 2016-2017 гг. не исчисляется и не взимается. Причем всеми, а не только IV категорией или населением. Поскольку остальные категории и даже многие некатегорированные субъекты плату за НВОС вносили, им есть смысл подать заявления на возврат или зачет данных сумм.

Уточнены положения расширенной ответственности производителя  (далее — РОП). Так, поскольку не всем было очевидно, что за упаковку платит тот, кто упаковывает, теперь во всех нормах присутствует клише «товаров, упаковки товаров», подробнее и с акцентами раскрыта тема ответственности за упаковку.

Более честно сформулирована норма, определяющая порядок распределения средств экологического сбора. Пусть пока у законодателя не хватило духу написать однозначно, что экологический сбор расходуется только на утилизацию тех отходов, за которые производитель заплатил, однако нынешняя формулировка все же лучше, чем предыдущая, предлагавшая из средств РОП покрывать долги ЖКХ.

Снова «поправили» региональных операторов. В отличие от РОП данный институт не успел заработать, и правят его теоретически. Зачем-то теперь региональный оператор может быть выбран на срок не «не менее», а не более 10 лет. Вероятно, на инвестиции со стороны региональных операторов государство больше не рассчитывает.

Конкретнее прописали нормы, вызывавшие вопросы.

Например, конкретизированы требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, и нормы о внесении в них изменений.

Также вносятся необходимые корреспондирующие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», 21.07.2014 № 265-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Основная масса положений вступили в силу с момента принятия (31.12.2017).

 Исключения составляют:

- требования к органам местного самоуправления в части обращения с отходами — с 01.01.2019;

- требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, — при первой их корректировке после дня вступления в силу Федерального закона № 503-Ф3, но не позднее 01.01.2020;

- положения п. 10 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ — со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО;

- положения п. 10 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ в части соглашения между субъектом Российской Федерации — городом федерального значения и другими субъектами Российской Федерации — с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 01.01.2021. В случае отсутствия 01.07.2020 соглашения, указанного в настоящей части, неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством Российской Федерации.

       Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 2, 2018 г.


Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика