Все публикации

 

      ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ

      РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНСТРОЯ РОССИИ

А.Г. Дудникова

А.А. Самохина

В настоящем материале рассмотрим два разъяснительных письма Минстроя России по вопросам применения законодательства о водоснабжении и водоотведении.

Письмо от 24.05.2017 № 18063-АЧ/04 «О разъяснении применения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644»

Письмо разъясняет нововведения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134 «О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения» (далее — Постановление № 1134) в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644). Многие разъяснения кажутся очевидными, однако некоторые моменты, хотя и очевидны, но нужны для дисциплинирования организации, осуществляющей водоотведения.

Например, если на дату отбора проб сточных вод в 2016 г. для конкретного вещества или показателя было установлено максимально допустимое значение (в приложении № 3 к Правилам № 644), однако в приложении № 5 к Правилам № 644 (в ред. Постановления № 1134) такое значение уже не установлено, то плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее — ЦСВ) по такому веществу (показателю) в 2017 г.не начисляется.

Если в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, значение ФКi по какому-либо показателю отличается от значения, заявленного абонентом в декларации, менее чем в 1,5 раза, то в качестве значения фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод используется значение, заявленное абонентом в декларации.

Заключение договора в порядке п. 114 Правил № 644 (в ред. Постановления № 1134) является правом, а не обязанностью организации, осуществляющей водоотведение. И даже если данная организация это право реализует, то в случае превышения договорных концентраций все равно придется платить за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее — ВКХ) вправе разработать локальный нормативный акт (к примеру, регламент), определяющий порядок рассмотрения и согласования планов по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, не противоречащий действующему законодательству.

Если очищенные специализированной организацией (иным третьим лицом) сточные воды не возвращаются абоненту, а сбрасываются в ЦСВ специализированной организацией (иным третьим лицом), то в данном случае целесообразно в качестве контрольного канализационного колодца абонента в договоре водоотведения (едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения) указывать колодец, оборудованный в месте сброса сточных вод в ЦСВ специализированной организацией (иным третьим лицом) после соответствующей очистки сточных вод. При этом при расчете платы абонента за негативное воздействие на работу ЦСВ используются фактическая концентрация загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод, определенные в указанном контрольном канализационном колодце, и объем сточных вод, сброшенных непосредственно самим абонентом.

Извлечение из Правил № 644

[...]

116(3). На период реализации плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод абонент и организация, осуществляющая водоотведение, вправе заключить соглашение,  предусматривающее вычет из суммы платы абонента вычет за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения документально подтвержденных затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, фактически произведенных абонентом на дату внесения платы, но не более 50 процентов размера начисленной платы.

[...]

Обратите внимание: заключение указанного соглашения является правом, а не обязанностью организации, осуществляющей водоотведение.

При определении суммы затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, подлежащих к вычету из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу ЦСВ, целесообразно по аналогии использовать порядок, предусмотренный ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Затраты на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, фактически произведенные абонентом до утверждения и согласования с организацией, осуществляющей водоотведение, указанного плана, не подлежат вычету из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу ЦСВ.

В действующей редакции Правил № 644 не установлена дата начала действия декларации при внесении в нее изменений. Минстрой России полагает, что срок действия декларации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была подана декларация. В то же время организация ВКХ вправе утвердить единые для всех абонентов правила определения начала действия декларации в описанных случаях локальным нормативным актом (к примеру, регла­ментом), не противоречащим действующему законодательству.

Декларация подается абонентом на календарный год в случае, если абонент не указал иной срок действия декларации. Декларация может действовать менее одного года у новых абонентов, подающих ее позднее начала года. При этом, если абонент подал декларацию со сроком окончания в следующем календарном году, данный факт не является основанием для отклонения декларации. В случае если абонент не подаст декларацию на следующий календарный год, а указанный абонентом срок действия ранее поданной декларации не истечет, организация ВКХ вправе продолжать начисление платы по ранее поданной декларации с неистекшим сроком действия.

Графа «Срок действия декларации» заполняется абонентом, однако, если абонент ее не заполнил, данный факт не является основанием для отклонения декларации, в таком случае срок действия определяется организацией ВКХ.

Кратность превышения (Ki) определяется согласно п. 123(1) Правил № 644. Однако с учетом того, что для водородного показателя (рН) значение KipH определено непосредственно в п. 123 Правил № 644, то п. 123(1) Правил № 644 для расчета кратности превышения (Ki) по водородному показателю (рН) не применяется.

Письмо от 09.10.2017 № 36109-АЧ/04 «Разъяснения по применению законодательства в сфере водоснабжения»

Федеральным законом от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 225-ФЗ) внесены изменения в том числе в Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми с 01.01.2019 порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов определяется правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При этом Правила № 644 еще не приведены в соответствие с новыми законодательными требованиями. Письмо разъясняет коллизии, вызванные данной ситуацией.

Так, до вступления в силу ожидаемых изменений установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, а также исчисление и взимание платы за их превышение осуществляются в порядке, предусмотренном:

- Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167;

- Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее — Постановление № 1310);

- нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления № 1310.

Другими словами, пока Правила № 644 не будут приведены в соответствие, продолжаем жить как жили. Однако действующее правовое поле также пробельно. Не все субъекты федерации приняли требуемые нормативные правовые акты. Об этом также идет речь в письме. Как и о многих других коллизиях и пробелах и путях их разрешения. Изложено все логично и понятным языком, попутно разъясняется иная законодательная логика.

При этом мы не всегда согласны с авторами письма с точки зрения правовой логики. Например, мы не согласны со следующим утверждением Минстроя России:

[...] действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо требований к порядку расчета и взимания платы абонентов за превышение нормативов водоотведения (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ и не ограничивает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в выборе мер экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде. Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе в пределах своей компетенции по своему усмотрению определить любой порядок расчета и взимания платы с абонентов, осуществляющих сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, исходя из приоритета защиты водных объектов от негативного воздействия загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах абонентов.

Исходя из данного приоритета, следует закрыть всех абонентов, но, пока мы все-таки руководствуемся балансом экономических и экологических интересов, т.е. не можем прекратить деятельность всех абонентов, следует определить порядок расчета данной платы в соответствии с федеральным законодательством, которым определены повышающие коэффициенты. Как справедливо разъяснили авторы письма, плата за сброс с превышением нормативов сброса имеет иную правовую природу и цели, нем плата за негативное воздействие на ЦСВ. Это, по сути, компенсация платежей водоотводящей организации за НВОС. А размер платы за НВОС установлен федеральным законодательством, и взимаемая с абонентов плата за НВОС не должна превышать размер платы, вносимой водоотводящей организацией.

       Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 2, 2018 г.


Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика