Все публикации

 

     8 ПОПУЛЯРНЫХ ВОПРОСОВ ПО РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ        ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ИМПОРТЕРОВ ТОВАРОВ

Н.В. Бирюкова

Расширенная ответственность производителей и импортеров товаров (далее — РОП) предполагает, что производители и импортеры принимают на себя ответственность за утилизацию выпущенных (ввезенных) товаров и упаковки таких товаров в конце их жизненного цикла.

Цель РОП — развитие отрасли раздельного сбора и переработки отходов, стимулирование возвращения отходов в хозяйственный оборот. Данный механизм давно и успешно функционирует в странах Европейского союза, в Японии, Китае, Южной Корее. В нашей стране практика правоприменения по РОП пока еще не наработана, поэтому у природопользователей, попадающих под данную ответственность, возникает много вопросов. В настоящей статье ответим на некоторые из них.

У нас несколько обособленных подразделений на территории Российской Федерации. Куда подавать декларацию и отчетность?

Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств подаются до 1 апреля в отношении импортируемых товаров — в центральный аппарат Росприроднадзора, в отношении произведенных товаров — в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено иное, декларация и отчетность могут быть поданы по юридическому лицу в целом. Соответственно, расчеты можно производить с учетом общего объема реализованных товаров и общего объема утилизируемых отходов по всем подразделениям.

Мы поставляем свои товары на деревянных поддонах. Обязаны ли мы платить за них экологический сбор?

Действующий в настоящее время Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Перечень № 2970-р), состоит из двух разделов:

- раздел I «Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств»;

- раздел II «Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств».

Деревянные поддоны, паллеты и прочие погрузочные щиты не входят в группу № 53 «Упаковка деревянная и пробковая» раздела II Перечня № 2970-р. Отсюда можно сделать вывод, что указанные изделия не являются упаковкой и отчитываться по ним должны те, кто производит данные изделия.

Аналогичная позиция была ранее изложена в Информации Минприроды России от 16.05.2017 «Об актуальных вопросах исполнения "расширенной" ответственности производителей, импортеров товаров (далее — РОП)», согласно которой в отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую деревянную тару (паллеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее количества и при необходимости по уплате экологического сбора возлагается на производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром.

Однако оставался вопрос, что считать «многооборотной упаковкой». Теперь однозначно можно сказать, что отчитываться за поддоны и платить при необходимости экологический сбор должны их производители.

В Перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р (в ред. от 04.05.2017;далее — Перечень № 1886-р), нет кодов по ОКПД  полиэтиленовой пленки, по которым нам ее отгружают поставщики. Можем ли мы не отчитываться за 2017 г. по ней?

В Перечне № 1886-р указаны коды товаров по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (в ред. от 08.09.2017); далее — ОКПД 2), поэтому в отношении полиэтиленовой пленки вам необходимо уточнить у поставщиков коды именно по ОКПД 2.

Подгруппа 22.22.1 «Изделия пластмассовые упаковочные» ОКПД 2 состоит как раз из всех тех наименований, которые включены в Перечень № 1886-р. Иными словами, обоснованно соотнести подгруппу 22.22.1 с каким-либо другим видом упаковки, не включенным в Перечень № 1886-р, не получится и за полиэтиленовую пленку необходимо отчитываться и при необходимости платить экологический сбор.

Однако, например, самоклеящаяся лента (скотч) в соответствии с ОКПД 2 имеет код 22.29.21.000 «Плиты, листы, пленка, лента и прочие плоские полимерные самоклеящиеся формы, в рулонах шириной не более 20 см» и в группу 19 «Изделия пластмассовые прочие» Перечня № 1886-р не входит, поэтому требования некоторых территориальных управлений Росприроднадзора отчитаться по ней явно неправомерны.

Обратите внимание: действующий сегодня Перечень № 2970-р содержит раздел II «Упаковка готовых товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств». Отнесение упаковки к соответствующей группе раздела II производится по материалу, из которого она сделана. Материал может быть идентифицирован в том числе по буквенному обозначению и (или) цифровому коду упаковки, указанным в TP ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769.

Отнесение упаковки, укупорочных средств из комбинированных материалов к соответствующей группе раздела II Перечня № 2970-р производится по основному материалу в композиции. Комбинированный материал — двухслойный или многослойный материал, слои которого не могут быть разделены без утраты функциональных или физических свойств такого материала.

Таким образом, с 2018 г. нужно будет отчитываться и за скотч, и за этикеты, и за другие упаковочные материалы.

Мы сделали расчет, показали количество упаковки (пластиковые стаканчики, бумажные мешки и ящики из картона), которая у нас образовалась. К отчетности мы не прикладываем никаких подтверждающих документов, т.к. это не требуется. Как принимающая отчетность сторона проверит правильность расчета?

Согласно п. 16 Положения № 1417 при осуществлении контроля за полнотой и достоверностью сведений о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, указанных в декларации, по требованию Росприроднадзора или его территориального органа производитель, импортер товаров представляет надлежащим образом заверенные копии первичных учетных документов либо таможенных документов, послуживших основанием для составления декларации.

Также в соответствии с п. 14 Правил № 1342 при осуществлении контроля Росприроднадзор вправе запросить у производителя или импортера товаров:

- копии договоров (если они заключены с операторами или региональными операторами);

- копии акта (актов) утилизации отходов.

 Как можно уменьшить экологический сбор?

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) при производстве упаковки, товаров, после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, которые представлены биоразлагаемыми материалами, могут применяться следующие меры экономического стимулирования:

- предоставление налоговых льгот в порядке, утвержденном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- предоставление льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и в отношении уплаты экологического сбора;

- предоставление средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 13 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ при перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации. Поэтому, насколько это возможно, следует показывать максимальную утилизацию согласно имеющимся подтверждающим документам.

На основании п. 14 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Кроме того, можно проанализировать и оптимизировать упаковочные решения, в т.ч. задуматься о сокращении их материалоемкости.

Напомним, что самостоятельная утилизация может быть реализована путем:

 - организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров;

- заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов);

- создания ассоциации производителей, импортеров товаров.

Необходимо оценить целесообразность сбора и утилизации отходов как минимум в количестве, которое соответствует нормативу их утилизации. При этом следует продумать, каким способом будет осуществляться утилизация, кого и на каких условиях к ней привлекать, а также просчитать возможные затраты и сравнить с суммой экологического сбора. Стоит также учитывать положительный эффект для имиджа компании как экологически ответственного производителя.

Если вы привлекаете к исполнению нормативов утилизации третьих лиц, учитывайте их авторитетность (предпочтение следует отдавать региональному оператору, когда он появится). При этом в гражданско-правовом договоре стоит определить ответственность данных лиц в случае непринятия отчетности полностью или частично.

При вступлении в ассоциацию следует учитывать, что в случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов от исполь­зования товаров, которые переданы ей производителем, импортером товаров в соответствии с заключенным договором, обязательства производителя, импортера товаров признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обяза­тельств, т.е., по сути, ассоциация не отвечает за полноту утилизации и отчетности. Каких- либо специальных правил по созданию указанных ассоциаций не предусмотрено.

Отметим, что в соответствии с п. 4.1 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. Так, Перечень № 2970-р дополнен графой, в которой установлена категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования. Такие позиции имеют одинаковый цифровой код в указанной графе.

В дальнейшем при работе с потребителями продукции рекомендуем в договорах на поставку продукции предусмотреть обязанность потребителей направлять произ­водителю копии актов утилизации отходов упаковки и соответствующих договоров.

Например, можно снабжать продукцию сопроводительным письмом, в котором будет указано; «Во избежание роста цены на продукцию просим направлять акт утилизации упаковки от продукции».

 Помимо этого, можно просчитать мотивирующие скидки, сопоставимые с суммами экологического сбора, или устраивать акции по частичной компенсации затрат на утилизацию и т.п.

Следует также быть готовыми к спору в случае непринятия отчетности. В целях повышения вероятности отстоять свои права в судебных инстанциях необходимо грамотно оформлять акты утилизации, а также продумать механизм достоверного определения объема (массы) отходов товара и упаковки, переданных на утилизацию.

Учитывая утверждение нового перечня и новых нормативов, в соответствии с какими документами рассчитывать экологический сбор за 2017 г.?

На основании письма Росприроднадзора от 17.01.2018 № ВС-06-02-32/721 «Об уплате экологического сбора» за отчетный 2017 г. уплата экологического сбора и представление расчетов сумм экологического сбора осуществляется в срок не позднее 15.04.2018 в соответствии с Правилами взимания экологического сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (далее — Правила № 1073), по форме расчета суммы экологического сбора утвержденной Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, и с применением нормативов утилизации, установленных на 2017 г. Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р.

Какая ответственность предусмотрена за непредставление декларации, отчетности и неуплату экологического сбора?

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 09.01.2018 № АС-10-02-36/156 «О направлении разъяснений» непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.02.2018; далее — КоАП РФ).

Также согласно п. 25 Правил № 1073, если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Помимо этого, Минприроды России разработаны поправки в ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с которыми штраф за неуплату экологического сбора планируется определить в размере двойной суммы экологического сбора.

       Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 3, 2018 г.



Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика