Все публикации

 

       НОВЫЕ МЕТОДЫ РАСЧЕТОВ РАССЕИВАНИЯ НА СТАРЫЙ ЛАД

А.Г. Дудникова

А.А. Самохина

В статье рассмотрим новые Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 (далее — Методы), в сравнении со старой Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утвержденной Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192.

Методы подлежат применению с 01.01.2018. С этого же срока утрачивает силу ОНД-86, при этом документация, разработанная и утвержденная до 01.01.2018 на основании расчетов, произведенных в соответствии с ОНД-86, действует в течение установленного для нее срока.

Методы предназначены для расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ), в т.ч. включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р).

Установленные методы расчетов рассеивания выбросов в основном повто­ряют положения ОНД-86 с внесением отдельных корректировок и дополнений, так что можно говорить не о новых, а скорее об обновленных методах.
Так, Методы дополнены положениями для расчета рассеивания выбросов от таких источников, у которых температура газовоздушной (пылегазовоздушной) смеси (далее — ГВС) превышает 3000 °С или скорость выхода струи ГВС из устья источника выброса превосходит скорость звука в атмосферном воздухе.

Также в новом документе:

- устранена возможность упростить расчет рассеивания выбросов путем определения перечня загрязняющих веществ по параметру Ф. Исходя из назначения Методов, логично предположить, что расчет необходимо проводить по всем веществам, вошедшим в Перечень № 1316-р;

- уточнен подход к определению коэффициента А, зависящего от темпера­турной стратификации атмосферы, и коэффициента F, учитывающего скорость оседания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

усовершенствовано определение влияния рельефа местности на расчет рассеивания выбросов;

- изменился подход к расчетам распределения максимальных разовых концентраций загрязняющих веществ на разных высотах;

- обозначены требования к расчетному обоснованию размеров санитарно- защитной зоны в части загрязнения атмосферного воздуха;

- добавлен расчет поля долгопериодных средних концентраций загрязняющих веществ.

В отличие от ОНД-86, в Методах не предусмотрены разделы, позволяющие решать обратные задачи по определению высоты трубы, мощности выброса при заданном уровне максимальной приземной концентрации, расхода топлива при фиксированных высоте и диаметре устья трубы, средней концентрации в устье источника при полной нагрузке оборудования.

Обратите внимание: решение таких обратных задач возможно и с исполь­зованием Методов (например, при расчетах в рамках проектирования новых объектов). Однако возникает вопрос о статусе таких расчетов в свете отмены ОНД-86, в котором они прямо предусмотрены.

РАСЧЕТ ПОЛЯ ДОЛГОПЕРИОДНЫХ СРЕДНИХ КОНЦЕНТРАЦИИ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Методы вводят новый термин — долгопериодная средняя концентрация. Так, под долгопериодными средними концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе понимаются средние концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, соответствующие длительному (сезон, год) времени осреднения (в частности, среднегодовые концентрации).

Расчет долгопериодных средних концентраций позволяет учесть изменчивость параметров выброса в течение рассматриваемого периода, а также изменчивость метеорологических параметров во времени. Расчет производится с использованием подынтегральных функций распределения метеорологических параметров.

В Методах приведены формулы для упрощенного расчета среднегодовых концентраций, которые применяются при недоступности использования подынтегральных функций распределения метеорологических параметров и информации о метеопараметрах.

Если максимальные разовые концентрации рассчитываются на основании результатов инвентаризации выбросов (которые получены путем инструмен­тальных замеров), то долгопериодные средние концентрации рассчитыва­ются в соответствии с методиками расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденными Минприроды России.

КСТАТИ

 Если строго следовать принципам права, то в отсутствие методик, утвержденных Минприроды России, долгопериодные средние концентрации рассчитываться не должны. Однако правоприменитель зачастую идет по принципу использования того, что есть, поэтому до утверждения Мин­природы России расчетных методик, возможно, придется продолжать руко­водствоваться методиками, включенными в перечень, подготовленный АО «НИИ Атмосфера».

Также отметим, что в Методах не предусмотрена возможность использования приближенного соотношения между значениями максимально разовых и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ при отсутствии установленных максимально разовых концентраций. В отношении загрязняющих веществ, для которых установлены только среднесуточные ПДК, рассчитываются только среднегодовые концентрации, которые затем сопоставляются со среднесуточными ПДК.

УЧЕТ ФОНОВЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

В части учета фоновых концентраций загрязняющих веществ в расчетах рассеивания выбросов изменений не произошло:

Извлечение из Методов

4.6. Климатические параметры, необходимые для реализации расчетов по данным Методам, устанавливаются по климатическим данным, опубликованным для всеобщего доступа (в том числе — климатическим справочникам) или предоставленным по заказу организациями, выполняющими работы по определению климатологических характеристик окружающей среды на основании лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Однако изменения коснулись расчета значений фоновых концентраций для загряз­няющих веществ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют либо по объему и/или качеству не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы. Фоновые концентрации загрязняющих веществ в этом случае определяются на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха для всех источников выброса, создающих загрязнение атмосферного воздуха в промышленном районе, городе или другом населенном пункте.

В сводном расчете учитывается не менее 95 % суммарных выбросов от источ­ников, которые расположены на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией. Соблюдение этого условия проверяется по данным государственного учета объектов, оказывающих нега­тивное воздействие на окружающую среду.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Вызывает вопрос трактовка союза «или» между фразами «не менее 95 % сум­марных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории» и «зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией». Союз «или» здесь может подразумевать выбор источников для расчета и относиться к характеристике каждого такого источника (источник находится на территории или влияет на территорию).

Также возможно, что имеется в виду учет всей совокупности источников, как расположенных на территории, так и влияющих на нее. При этом по данным государственного учета возможен только учет источников, расположенных на территории, и как учитывать источники по зоне их влияния — непонятно.

В Методах приведены формулы для выполнения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха, однако не указано, кто этим должен заниматься. Возможно, на практике это выльется в получение справки с соответствующей информацией от Росгидромета или подведомственной ему организации. Пока неясно, каким образом правоприменитель собирается организовывать исполнение этой нормы. Возможно, обязанность по выполнению сводного расчета будет проблемой природопользователя, т.к. именно он обязан в итоге получить нормативы предельно допустимых выбросов, соответственно, все промежуточные обязанности также могут остаться на нем.

ВЫВОД

Хотя принцип расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ остался прежним, изменение отдельных его параметров все равно требует обнов­ления программ расчета. В ближайшем будущем следует ожидать обнов­ленные версии программ расчета. Стоит также отметить, что в настоящий момент не предъявляются требования по согласованию такого рода программ. Ранее унифицированные программы расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) подлежали согласованию Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова. К началу 2018 г. природопользователям предстоит обзавестись измененными программи программами и освоить их.

Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 11, 2017 г.






 

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика