Все публикации

 

             Как разобраться в природоохранных и санитарных требованиях к классификации отходов?

Ответ специалиста

Н.В. Бирюкова

В 2000 году постановлением Правительства РФ oт 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (в настоящее время утратило силу) было установлено, что Минприроды России проводит работу по паспортизации опасных отходов, организует и ведет государственный кадастр отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

При этом Минприроды России было поручено по согласованию с Минздравом России, в ведении которого в то время находился Роспотребнадзор, с МЧС России и рядом других ведомств разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие в том числе порядок отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Видимо, Минприроды России и Минздрав России не смогли договориться, в результате получилось две классификации отходов.

Классификация Минприроды России ориентирована на оценку воздействия отходов на окружающую среду, а Минздрава России - на среду обитания и здоровье человека.

К СВЕДЕНИЮ

Требование так называемой санитарной классификации отходов, с нашей точки зрения, избыточно, так как человек тоже является частью окружающей среды и практическая значимость отдельной классификации отходов именно по воздействию на человека весьма сомнительна, особенно учитывая, что дальнейшее развитие сферы обращения с отходами идет на основе именно природоохранной классификации.

Определение класса опасности отхода в случае санитарной классификации может быть осуществлено только аккредитованными в установленном порядке организациями, которые берут хорошие деньги за свои услуги. А это - существенная нагрузка на бизнес.

В ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы подразделяются на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.

В свою очередь, СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (далее - СП 2.1.7.1386-03) устанавливают свою классификацию отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека. В этой классификации отходы подразделяются на четыре класса опасности, класс опасности определяется расчетным или экспериментальным методом.

Данные классификации не соотносятся между собой, они оценивают один и тот же отход по разным критериям, разными методами и присваивают соответствующий класс опасности.

Таким образом, один и тот же отход, например лом черных металлов, может быть V класса (практически неопасным для окружающей среды) согласно Закону № 89-ФЗ и IV класса (малоопасным по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека) согласно СП 2.1.7.1386-03.

 Все отходы, на которые распространяется действие Закона № 89-ФЗ (ч. 2 ст. 2) и СП 2.1.7.1386-03 (п. 1.3). должны быть классифицированы - и в соответствии с требованиями Закона № 89-ФЗ, и в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1386-03. Однако не стоит без необходимости торопиться с последней классификацией.

Относительно условий хранения, в данном случае накопления отходов, ст. 1 Закона № 89-ФЗ говорит о том, что накопление отходов должно осуществляться в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Часть 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (редакция от 29 июля 2017 года) указывает на то, что сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления должны осу­ществляться в соответствии с санитарными правилами. В частности, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

СанПиН 2.1.7.1322-03 содержат требования в том числе и к организации мест временного складирования отходов на нестационарных складах, открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, при этом не имеет значения, какого класса опасности отходы будут складироваться в этих местах. Поэтому при накоплении металлолома, деревянной тары на открытых площадках в любом случае должны соблюдаться требования к этим площадкам, описанные в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.

Вместе с тем СанПиН 2.1.7.1322-03 содержат специальные требования к организации мест временного складирования отходов определенных классов опасности именно по санитарной классификации.

Пример

На предприятии образуются отходы аккумуляторов с неслитым электролитом.

По ФККО-2017 они относятся ко II классу, а по СП 2.1.7.1386-03 могут относиться к I классу. Тогда в соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение таких отходов разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнерах, бочках, цистернах).

Также напомним, что согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «06 охране окружающей среды» (редакция от 29 июля 2017 года) запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Складирование отходов на открытом грунте может быть расценено именно как их сброс на почву и (или) на водосборные площади.

Отвечая на вопрос по поводу правомерности требования о соблюдении п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, еще раз подчеркнем, что при накоплении любых отходов, в том числе и металлолома, должно быть исключено вторичное загрязнение компонентов окружающей среды (при размещении отходов на грунте без навеса вместе с осадками будет происходить загрязнение почв и грунтовых вод), также вторичное сырье будет терять свои ценные потребительские свойства при несоблюдении условий хранения. Поэтому считаем вполне правомерно требовать соблюдения п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, в том числе при накоплении металлолома.

Отметим также, что ч. 2 ст. 11 и ч. 4 ст. 14 Закона № 89-ФЗ установлено, что при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности должны соблюдаться определенные требования, которые устанавливает Минприроды России.

Пока существует только проект данных требований (http://regulation.gov.ru/ projects#npa=42875) и в отношении лишь некоторых групп, но, возможно, когда данные требования будут разработаны в отношении всех групп однородных отходов и вступят в действие, требования, предъявляемые к местам временного' накопления, будут сформулированы более четко и однозначно.

 Сейчас полным ходом идет административная реформа, направленная на исключение дублирующих и избыточных требований для бизнеса.

Так, перечень поручений Президента РФ по: Итогам заседания Государственного совета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» (27 декабря 2016 года) прямо содержит указание на гармонизацию: законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов. Но Роспотребнадзор не торопится вносить изменения. Поэтому для решения данного вопроса нужна соответствующая активность со стороны бизнес-сообщества, необходимо обращаться в Администрацию Президента РФ с вопросом, когда будет исполнено поручение.

Поэтому для решения данного вопроса нужна соответствующая активность со стороны бизнес-сообщества, необходимо обращаться в Администрацию Президента РФ с вопросом, когда будет исполнено поручение.

     Опубликовано в журнале "Экология производства" № 6, 2018 г.



Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика