- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимировия Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Как разобраться в природоохранных и санитарных требованиях к классификации отходов?
Ответ специалиста
Н.В. Бирюкова
В 2000 году постановлением Правительства
РФ oт 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного
кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (в настоящее время
утратило силу) было установлено, что Минприроды России проводит работу по
паспортизации опасных отходов, организует и ведет государственный кадастр
отходов, включающий федеральный классификационный каталог отходов, государственный
реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях
использования и обезвреживания отходов различных видов.
При этом
Минприроды России было поручено по согласованию с Минздравом России, в ведении
которого в то время находился Роспотребнадзор, с МЧС России и рядом других
ведомств разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые
акты, регламентирующие в том числе порядок отнесения отходов к конкретному
классу опасности.
Видимо,
Минприроды России и Минздрав России не смогли договориться, в результате
получилось две классификации отходов.
Классификация Минприроды России
ориентирована на оценку воздействия отходов на окружающую среду, а Минздрава
России - на среду обитания и здоровье человека.
К СВЕДЕНИЮ
Требование так называемой санитарной классификации
отходов, с нашей точки зрения, избыточно, так как человек тоже является частью
окружающей среды и практическая значимость отдельной классификации отходов
именно по воздействию на человека весьма сомнительна, особенно учитывая, что
дальнейшее развитие сферы обращения с отходами идет на основе именно
природоохранной классификации.
Определение класса опасности отхода в случае санитарной
классификации может быть осуществлено только аккредитованными в установленном
порядке организациями, которые берут хорошие деньги за свои услуги. А это -
существенная нагрузка на бизнес.
В ст. 4.1
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы подразделяются на пять классов
опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии
с критериями, утвержденными приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.
В свою очередь,
СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных
отходов производства и потребления» (далее - СП 2.1.7.1386-03) устанавливают
свою классификацию отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье
человека. В этой классификации отходы подразделяются на четыре класса
опасности, класс опасности определяется расчетным или экспериментальным
методом.
Данные
классификации не соотносятся между собой, они оценивают один и тот же отход по
разным критериям, разными методами и присваивают соответствующий класс
опасности.
Таким образом, один и тот же отход,
например лом черных металлов, может быть V класса (практически неопасным для
окружающей среды) согласно Закону № 89-ФЗ и IV класса (малоопасным по степени
воздействия на среду обитания и здоровье человека) согласно СП 2.1.7.1386-03.
Все отходы, на
которые распространяется действие Закона № 89-ФЗ (ч. 2 ст. 2) и СП
2.1.7.1386-03 (п. 1.3). должны быть классифицированы - и в соответствии с требованиями
Закона № 89-ФЗ, и в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1386-03. Однако не
стоит без необходимости торопиться с последней классификацией.
Относительно условий хранения, в данном случае
накопления отходов, ст. 1 Закона № 89-ФЗ говорит о том, что накопление отходов
должно осуществляться в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с
требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и
законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения.
Часть 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (редакция от 29
июля 2017 года) указывает на то, что сбор, накопление, транспортирование,
обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов производства и
потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. В
частности, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к
размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее - СанПиН
2.1.7.1322-03).
СанПиН 2.1.7.1322-03 содержат требования в том числе и
к организации мест временного складирования отходов на нестационарных складах,
открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, при
этом не имеет значения, какого класса опасности отходы будут складироваться в
этих местах. Поэтому при накоплении металлолома, деревянной тары на открытых
площадках в любом случае должны соблюдаться требования к этим площадкам,
описанные в п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.
Вместе с тем СанПиН 2.1.7.1322-03 содержат специальные
требования к организации мест временного складирования отходов определенных
классов опасности именно по санитарной классификации.
Пример
На предприятии образуются отходы аккумуляторов с неслитым
электролитом.
По ФККО-2017 они относятся ко II классу, а по СП
2.1.7.1386-03 могут относиться к I классу. Тогда в соответствии с п. 3.6 СанПиН
2.1.7.1322-03 хранение таких отходов разрешается исключительно в герметичных
оборотных (сменных) емкостях (контейнерах, бочках, цистернах).
Также напомним, что согласно ч. 2 ст. 51 Федерального
закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «06 охране окружающей среды» (редакция от 29 июля
2017 года) запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе
радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на
водосборные площади, в недра и на почву. Складирование отходов на открытом
грунте может быть расценено именно как их сброс на почву и (или) на водосборные
площади.
Отвечая на вопрос по поводу правомерности требования о
соблюдении п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, еще раз подчеркнем, что при накоплении
любых отходов, в том числе и металлолома, должно быть исключено вторичное
загрязнение компонентов окружающей среды (при размещении отходов на грунте без
навеса вместе с осадками будет происходить загрязнение почв и грунтовых вод),
также вторичное сырье будет терять свои ценные потребительские свойства при
несоблюдении условий хранения. Поэтому считаем вполне правомерно требовать
соблюдения п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, в том числе при накоплении металлолома.
Отметим также, что ч. 2 ст. 11 и ч. 4 ст. 14 Закона №
89-ФЗ установлено, что при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности должны соблюдаться определенные
требования, которые устанавливает Минприроды России.
Пока существует только проект данных требований (http://regulation.gov.ru/ projects#npa=42875) и в
отношении лишь некоторых групп, но, возможно, когда данные требования будут
разработаны в отношении всех групп однородных отходов и вступят в действие,
требования, предъявляемые к местам временного' накопления, будут сформулированы
более четко и однозначно.
Сейчас полным
ходом идет административная реформа, направленная на исключение дублирующих и
избыточных требований для бизнеса.
Так, перечень поручений Президента РФ по: Итогам заседания Государственного совета «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» (27 декабря 2016 года) прямо содержит указание на гармонизацию: законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов. Но Роспотребнадзор не торопится вносить изменения. Поэтому для решения данного вопроса нужна соответствующая активность со стороны бизнес-сообщества, необходимо обращаться в Администрацию Президента РФ с вопросом, когда будет исполнено поручение.
Поэтому для решения данного вопроса нужна соответствующая активность со стороны бизнес-сообщества, необходимо обращаться в Администрацию Президента РФ с вопросом, когда будет исполнено поручение.
Опубликовано в журнале "Экология производства" № 6, 2018 г.
- 19 июля 2022 года состоится семинар "Обращение с отходами. Экономический механизм охраны окружающей среды"
- 15 июня прошел онлайн-семинар "Практические рекомендации по работе с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности"
- 9 июня 2022 года состоялась онлайн-конференция «Теория и практика обращения с отходами на производстве»
- 25 мая 2022 года прошел семинар строительный контроль и надзор: практические вопросы соблюдения требования к качеству и безопасности строительства.
- 25 мая 2022 года начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду ООО "ЭКОТИМ" Бирюкова Надежда приняла участие в ХХХ Экологическом форуме
- Порядок установления санитарно-защитных зон производственных и строительных объектов
- Онлайн-конференции Неделя Техэксперт «Нововведения в надзоре и контроле в 2022 году. Как жить по новым правилам»
- Обращение с отходами I и II классов: новые правила, работа в ФГИС ОПВК
- 20 января 2022 г. начальник отдела нормирования воздействия на окружающую среду Надежда Бирюкова провела вебинар по особенностям подготовки отчетности в области обращения с отходами за 2021 г. Всем участникам были предоставлены видеозапись вебинара и презентация спикера. Более подробное описание по ссылке.
- Новости компании. Критерии отнесения к категориям объектов НВОС