Все публикации

 

 

                                  ЛИМИТ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

Ответ специалиста

Н.В. Бирюкова

1. Если на обезвреживание направляются отходы, которые указаны в лимите на размещение, надзорные органы могут расценить это как нарушение условий выданного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР). В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Закона № 89-ФЗ при нарушении НООЛР хозяйственная и (или) иная деятельность ИП и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

При подаче технического отчета с указанием сведений о таком движении отхода вам может быть направлен запрос об уточнении причины, выдано предписание об устранении нарушения путем разработки нового проекта и, возможно, назначен штраф по статье 8.2 КоАП РФ. Однако учитывая все же, что негативное воздействие на окружающую среду оказывает именно разме­щение отходов и что данное нарушение малозначительно в принципе (если, конечно, речь не идет о том, что на сжигание отправили все отходы, которые по документу об утверждении HOOJIP должны идти на размещение), можно будет добиться минимального штрафа или замены его на предупреждение.

2. В данном случае отсутствуют условия для переоформления лимита, изложенные в пункте 14 Порядка разработки и утверждения HOOЛP (далее - Порядок).

Учитывая также положения пункта 12 Порядка и пункта 8 Методических указаний по разработке проектов НООЛР (если являетесь объектом регионального надзора, то посмотрите методические указания по разработке проекта НООЛР для вашего региона), можно сказать, что необходимость внеплановой разработки и согласования проекта НООЛР возникает при изменении производственного процесса и используемого сырья, изменении заявленных в проекте НООЛР видов, классов опасности, количества отходов и способов дальнейшего обращения с ними.

При этом сам Порядок не содержит прямых норм, которые бы приоста­навливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных по данному порядку нормативов или лимитов на размещение отходов. В конкретном регионе ситуация может быть другая. Например, в Москве для региональных объектов, которым были утверждены НООЛР, четко определены условия их аннулирования.

Поэтому в вашей ситуации разрабатывать, согласовывать проект и получать документ об утверждении НООЛР придется заново. Можно заняться корректировкой проекта НООЛР, его согласованием и получением новой разрешительной документации, не дожидаясь предписания. При этом возможно, что такое предписание не появится вовсе. Разумеется, стоит учитывать все риски, в том числе и то, к какой категории относится объект HBOG в связи с изменениями в системе нормирования, которые должны заработать с 1 января 2019 года.

Так, статьей 3 Закона № 219-ФЗ внесены изменения в статью 18 Закона № 89-ФЗ. В соответствии с новой редакцией с 1 января 2019 года НООЛР будут разрабатываться только для объектов I и II категорий. Юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, что должно существенно облегчить процесс оформления изменений в деятельности предприятия в части отходов.

3. Пока в регионе не заработал региональный оператор, ТКО теоретически можно направлять куда угодно, в том числе на сжигание, если в лицензии принимающей специализированной организации указаны данные отходы. Как только заработает региональный оператор, в силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ необходимо будет заключить с ним договор. Что дальше делать с вашими отходами, будет решать уже региональный оператор.

4. Для отчета в Росприроднадзоре необходимы приемо-сдаточные акты о выполненных работах, где четко должен быть указан объем выполненных работ. Если в актах невозможно отразить конкретные объемы, то в договоре должна быть указана обязанность исполнителя представлять справку. В справке должны содержаться сведения, как был обработан (рассортирован мусор), какие фракции и в каком количестве были выделены, какая часть из обработанного объема пошла на дальнейшее захоронение или обезвреживание. Также у исполнителя необходимо запросить лицензию со всеми приложениями.

ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 24.06.1998 4, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12,2001 № 195-ФЗ.

3. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»,

4. Приказ Минприроды России от 05,08,2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

5. Федеральный закон от 21,07,2014' № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законо­дательные акты РФ».


            Опубликовано в журнале "Экология производства" № 12, 2018 г.

 

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика