Все публикации

 

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Окончание

А.Г. Дудникова

А.А. Самохина

ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЙ В ЧАСТИ СЗЗ

ДЛЯ ИНЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Выше шла речь о тех, кто уже предпринимал какие-то шаги в целях установления С33. Теперь разберемся, что делать тем, кого ранее законодательство о СЗЗ не затрагивало и предположительно не затрагивает и сейчас.

В первую очередь стоит самостоятельно оценить, есть ли воздействие за контуром объекта в контексте Постановления № 222, т.е. превышаются ли за забором (за границей участка) уровни в 1 ПДК (ПДУ). Сделать это можно на основании расчетов рассеивания из проекта ПДВ, результатов производственнoro контроля, а также полагаясь на собственные ощущения в части шумового воздействия (но лучше организовать замеры шума на границе участка при наличии такой возможности).

Если нет оснований предполагать наличие превышения уровней воздействий, можно ничего не делать, а можно перестраховаться, разработав Проект СЗЗ (с обоснованием ее ненужности) и получить на него заключение экспертной организации (ФБУЗ либо иной аккредитованной организации). Однако есть ситуации на местах, где даже такой вариант защиты не спас от претензий.

При этом такая процедура не предусмотрена законодательством соответственно, если возникнет спор о наличии/отсутствии превышения за контуром экспертное заключение будет лишь одним из доказательств, которое суд рассмотрит наряду с другими.

Если хозяйствующим субъектом получены претензии (устные, телефонные обычным письмом), можно оставить такие претензии без ответа, как не влекущие правовых последствий, но, если нет желания злить людей и наживать врагов можно ответить разъяснением, почему вам СЗЗ не нужна.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

 Если получены претензии в виде предписания, штрафа или иска в суд - игнорировать их нельзя. Защищаясь, стоит помнить, что бремя доказывания необходимости у вас СЗЗ лежит на предъявителе претензии.                                                                                        

При этом полезно иметь доказательную базу и формировать положительный имидж своего предприятия (показать безвредность своей деятельности, отсутствие требований правовой базы, подсчитать стоимость мероприятий по установлению СЗЗ).

Хотя в теории бремя доказывания лежит на госоргане (в административном процессе) и на стороне, заявляющей доводы (в гражданском процессе), в нашей практике были случаи, когда суд принимал решение в пользу госоргана, если хозяйствующий субъект злоупотреблял этим правом не желая ничего доказывать. Поскольку суд выносит решение на основе внутреннего убеждения, формирование в глазах судьи собственного положительного имиджа приветствуется.

 Известная на сегодняшний день судебная практика по превышениям за контуром однотипна и единодушна: хозяйствующий  субъект представляет исследования, измерения; Роспотребнадзор не представляет ничего, даже возражений по представленным исследованиям, измерениям; суд выносит решение в пользу хозяйствующего субъекта.

 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О С33

Последнее, что бы хотелось обсудить, - ответственность в части невыполнения требований о С33.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 6.3. КоАП РФ):

- на граждан в размере 100 до 500 руб.;

- должностных лиц – от 500 до 1000 руб.;

- индивидуальных предпринимателей - от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

К СВЕДЕНИЮ

Часть 2 (как и часть 3) ст. 6.3. КоАП РФ была введена специально под нарушения, связанные с ситуацией с COVID-19, однако она имеет общий характер и устанавливает более высокие штрафы за аналогичные части 1 нарушения. Теоретически применение ч. 2 ст.6.3 возможно к отношениям в сфере С33, но в настоящее время на практике не выявлены случаи такого применения.

По части 1 ст. 6.3 КоАП РФ госорган в основном обходится штрафами, не прибегая к административному приостановлению деятельности. Бывают и такие случаи, однако нужно иметь в виду, что если характер выявленных нарушений позволяет говорить об угрозе или причинении вреда жизни и здоровью, то приостановление деятельности может осуществляться уже в рамках Гражданского кодекса РФ.

При принятии решения хозяйствующим субъектом об оспаривании назначения наказания по ст. 6.3 КоАП РФ стоит помнить об установленном 10-дневном сроке обжалования.

     Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 11, 2021 г.



Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика