Все публикации

 

Мероприятия по снижению выбросов при НМУ: разработка, согласование, реализация

Окончание

Самохина А.А.

Порядок действий при НМУ

Организация работ при получении информации о НМУ включает:

- получение информации о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза НМУ;

- передачу информации о НМУ в структурные подразделения объекта (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ;

- принятие решения о введении или об отмене режима работы объекта НВОС для соответствующей степени опасности НМУ;

- организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;

- контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;

- регистрацию информации о выполненных мероприятиях;

- проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ), предусмотренных программой производственного экологического контроля (далее — ПЭК)

- Принятие решения об отмене режима работы, соответствующего степени опасности НМУ (при необходимости).

Региональные НПА могут содержать дополнительные требования.

Данный перечень работ определен Требованиями. Однако не стоит забывать, что за субъектами РФ закреплена организация работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Так что региональные НПА, регулирующие отношения в сфере НМУ, могут содержать дополнительные требования.

Например, в Московской области хозяйствующие субъекты в двухдневный срок по окончании  периода НМУ представляют в органы местного самоуправления отчет о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов в периоды  НМУ, включая результаты инструментальных замеров при их наличии (см. Распоряжение Минэкологии МО от 09.02.2016 № 92-РМ).

А в Челябинской области хозяйствующие субъекты размещают на своем официальном сайте информацию о времени  начала работы в режиме, соответствующем объявленной степени НМУ, о выполненных мероприятиях и о результатах контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствующий период НМУ (см: Постановление Губернатора Челябинской области от 25.08.2005; №343).

Получение прогнозов НМУ

В соответствии с приведенным выше перечнем работ по реализации мероприятий в первую очередь необходимо наладить получение оповещений о НМУ. Сделать это можно несколькими способами:

Способ 1

Самостоятельно отслеживать информацию о наступлении НМУ на сайтах уполномоченных на ее размещение органов — органа исполнительной власти субъ­екта РФ и Росгидромета.

Способ 2

В некоторых регионах предусмотрены схемы по получению хозяйствующими субъектами оповещений о наступлении НМУ напрямую из органа исполнительной власти субъекта РФ или от местной администрации. Такие схемы должны быть прописаны в региональном порядке регулирования в сфере НМУ. На практике хозяйствующий субъект может столкнуться с ненадлежащей работой такой схемы, в связи с чем полагаться на их надежность не стоит.

Способ 3

Заключить возмездный договор оказания услуг с Росгидрометом.

Наиболее надежный - способ 3, т.к. рассылка с оповещением от госоргана может не дойти, а человеческий фактор иногда служит причиной позднего обнаружения и реагирования на информацию на сайте.

На практике может быть такая ситуация. В рамках проверки инспектор проверяет журнал о наступлении НМУ. Обнаруживает в нем отсутствие записи на дату, в которую, по его сведениям, были НМУ. Делает вывод о том, что предприятие не выполняло мероприятия в данный период, что повлекло нанесение вреда здоровью человека, а это является серьезным правонарушением.

Госорганы охотнее согласуют мероприятия, которые позволяют «увидеть» снижение выбросов, — запрет работы отдельных источников.

При наличии пострадавшего (например, зафиксированный приступ астмы у жителя близлежащего населенного пункта, в отношении которого было установлено НМУ) возможен иск о возмещении вреда. Последнее пока гипотетически, но исходя из вектора развития государственного и общественного экологического контроля предположим, что рано или поздно такая ситуация может оказаться реальной.

Штрафы за отсутствие записи в журнале НМУ по причине неисполнения штрафующим госорганом своей обязанности по уведомлению предприятия о НМУ известны на практике. При судебном оспаривании данного нарушения суд выносит решение, что предприятие обязано было само узнавать о НМУ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Необходимо четкое, подкрепленное соответствующими подписями понимание npoцедуры уведомления о НМУ. Если это договор с Росгидрометом, в случае наступления неблагоприятных последствий для объекта по причине неуведомления его о НМУ предприятие будет иметь право регрессного иска к Росгидромету (данным правом рекомендуем воспользоваться).

Сложившаяся ситуация, видимо, поменяется в ближайшее время в связи с признанием Конституционным Судом РФ действующего регулирования относительно порядка предоставления соответствующих прогнозов не создающим должной определенности в этом вопросе. Снова предпринимательское сообщество должно быть благодарно судье Гадису Абдуллаевичу Гаджиеву и желать ему долгих лет жизни ввиду его абсолютной незаменимости.

Благодаря ему судом установлена необходимость внесения в действующее правовое регулирование изменений, с тем чтобы «оправданные публичные цели, которые преследует государство, не приводили бы к неправомерному ограничению свободы предпринимательской деятельности и не препятствовали ее осуществлению».

Также судом установлено, что пока не допускается выдача контролирующим органом предписаний юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о необходимости заключить договор на получение прогнозов НМУ, а отсутствие данного договора само по себе не должно влечь применения негативных последствий. При этом с хозяйствующих субъектов не снимается обязанность получать такие прогнозы из имеющихся источников, в т.ч. на основе ранее заключенных с этой целью договоров.

К СВЕДЕНИЮ

На портале проектов НПА уже обсуждаются проекты, направленные на внесение определенности: проект федерального закона «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона  «О гидрометеорологической службе''»; проект постановления Правительства РФ «О перечне информации общего назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, ее вид, периодичность и место размещения».

Постановлением планируется утвердить перечень бесплатной информации, предоставляемой Росгидрометом, а поправки в федеральный закон указывают, что если информация прямо не поименована в перечне, то она предоставляется на договорной основе. При этом бесплатным будет размещение информации на сайте госоргана, а значит, природопользователь опять вернется к тому, что ему либо придется непрерывно мониторить сайт Росгидромета, чтобы не пропустить объявление НМУ, либо заключать платный договор на индивидуальное оповещение, о чем было написано выше.

Чтобы уведомления о НМУ стали бесплатными, а «оправданные публичные цели, которые преследует государство, не приводили бы к неправомерному ограничению свободы предпринимательской деятельности и не препятствовали ее осуществлению», бизнесу надо потрудиться. Это опять тот случай, когда «верхи» помогли, чем смогли, а «низы» должны не дать госоргану отвоевать все обратно с помощью подзаконных актов.

Пока же суть Постановления № 42-П сводится к поручению обеспечить определенность с учетом баланса интересов, т.к. даже уважаемый судья Г.А. Гаджиев, которому счастливо попало это дело, не должен разбираться в нюансах работы Росгидромета и НМУ, оценивать, действительно ли затраты Росгидромета на оповещение о НМУ каждого индивидуума столь неподъемны для государства, что следует собирать на то деньги с бизнеса, да еще и в каком размере. Суд поручил специально уполномоченным органам в этом разобраться.

Как разобрались, видно из обсуждаемого проекта постановления. Соответственно, бизнесу необходимо включаться в оценку регулирующего воздействия Минэкономразвития и, если не удастся на этом уровне отстоять бесплатность оповещения, добиться адекватной цены договора с Росгидрометом, т.к. взимание платы за оповещение о НМУ оправдано только тем, что оно носит индивидуальный характер для тех, кто не хочет постоянно мониторить сайт Росгидро­мета, где эта информация представлена в открытом доступе. Соответственно, деньги должны взиматься в размере расходов на индивидуальное оповещение.

Выполнение мероприятий и контроль

После получения оповещения о наступлении НМУ предусматривается реализация согласованных мероприятий в объеме, который зависит от объявленной степени опасности, с занесением информации о получении оповещения в специальный журнал, форма которого установлена приложением № 4 к Требованиям.

НА ЗАМЕТКУ

Необходимость проведения инструментальных измерений на источниках выбросов, предусмотренных программой ПЭК, не согласуется с требованиями к ее содержанию! 1, т.к. в них не указано наличие в программе ПЭК контроля при наступлении НМУ. Советуем без крайней необходимости не прописывать проведение замеров в материалах при НМУ, подаваемых на согласование, чтобы не столкнуться с трудностями, связанными с организацией таких наблюдений (срочном вызове лаборатории при объявлении НМУ и пр.).

Производственный контроль выбросов на границе СЗЗ определен для объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. Перечни таких объектов размещает на своем сайте Росприроднадзор, т.к. территориальные органы Росприроднадзора совместно с территориальными органами Росгидромета уполномочены устанавливать и пере­сматривать данные перечни.

В части нюансов осуществления контроля Росгидромет отсылает к главе IX Требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденных Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524, предусматривающей создание локальной системы наблюдений, размещение пунктов наблюдений которой и организация их деятельности осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Предусмотрено, что при проведении мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ локальными системами организуются учащенные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха по специальной программе, включая ночной срок наблюдений.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ НМУ

Контроль за выполнением мероприятий при НМУ осуществляется в рамках федерального или регионального государственного экологического контроля (надзора).

Обратите внимание: с 02.07.2021 действует новое Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

Штраф за невыполнение требований законодательства в части НМУ небольшой - от 2000 до 5000 руб. на должностных лиц , а иск о возмещении вреда пока только в теории. Но надзорный орган может выдать соответствующее предписание о выполнении требований (разработать и соблюдать мероприятия при НМУ), которое придется выполнять.

Кроме штрафа владельца объекта может ожидать также исчисление размера вреда, причиненного атмосферному воздуху, в соответствии с Приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59, и требование о его уплате. Вред исчисляется при выявлении превышений нормативов в ходе государственного экологического надзора (в т.ч. проверки в период НМУ).

Расчет производится при обнаружении сверхнормативного выброса (в соответствии с величинами, установленными в согласованном плане мероприятий при НМУ) и ограничивается периодом, на который объявлены НМУ. При отсутствии плана мероприятий нормативно разрешенная к выбросу масса определяется как разница между установленным нормативом и размером величины данного выброса, снижение которого необходимо в зависимости от режима объявленного НМУ (1, 2 или 3) на 20, 40 и 60 % соответственно. Таким образом, отсутствие согласованных мероприятий и конкретных величин снижаемых выбросов не является препятствием для исчисления вреда.

При получении такого требования, полагаем, может иметь место спор о легитимности данной методики, т.к. вред атмосферному воздуху как компоненту природной среды нанесен быть не может. Вред может быть нанесен живым организмам, использующим данный воздух для дыхания.

     Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 12, 2021 г.



Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика