Все публикации

 

Суть инвентаризации отходов.

Н.В. Бирюкова

Из-за противоречий в документах природопольэователи все чаще спрашивают, нужно ли проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и в чем ее суть. Попробуем разобраться в этом вместе.

Законодательные требования

Прежде всего отметим, что требование об обязательной инвентаризации отходов производства и потребления, как и правила ее проведения, сейчас в законодательстве отсутствуют.

Такое требование в Законе № 89-ФЗ было раньше в ст. 11, но с 1 января 2016 г. оно исключено.

Так, п. 9 ст. 1 Закона № 458-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2016 г., предусматривал проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения, но Закон № 404-ФЗ, который также вступил в силу 1 января 2016 г., изложил абз. 7 п. 2 ст. И Закона № 89-ФЗ в новой редакции, предусматривающей проведение инвентаризации только объектов размещения отходов.
В настоящее время только ч. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ и п. 4 Требований к программе производственного экологического контроля (ПЭК) содержат отсылки к результатам инвентаризации отходов производства и потребления.

В силу положений п. 7. ст. 3 Закона № 247-ФЗ в случае действия противоречащих друг другу обязательных требовании в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований. С учетом этого никто не может быть привлечен к ответственности за отсутствие отчета о проведении инвентаризации об отходах, тем более из-за отсутствия в нем каких бы то ни было разделов, - ни по ст 81 КоАП РФ7, ни по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ни по ст. 8.5 КоАП РФ.

Однако о том, что образующиеся на предприятии отходы должны быть выявлены, говорит положение п. 7 нового Порядка учета в области обращения с отходами.

Так, при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявляются:

- вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории ликвидации загрязнений;

- изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

По результатам такого выявления формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету, который фиксируется в таблице 1 приложения 1 к Порядку».

Это все, что должно быть на предприятии. При этом данную таблицу достаточно вести в электронном виде, без утверждения и даже без вывода на печать.

В случае запроса надзорного органа, прокуратуры данных об «инвентаризации отходов производства и потребления», для того чтобы мирно разойтись, достаточно предоставить распечатку этой таблицы, заверенную руководством предприятия.

Вместе с тем, если в ходе проверки выяснится и подтвердится, что природопользователь не учел какой-либо отход или учел некорректно (не тот вид, не тот класс
опасности), то ему грозят весьма серьезные штрафы по разным частям ст. 8.2 КоАП РФ.

Итак, по приказу № 1028 необходимо выявлять и учитывать все образующиеся отходы.

Инвентаризация как систематизация сведений

Наиболее важно иметь результаты инвентаризации для объектов негативного воздействия I, II и III категории (в силу п. 4 Требований к программе ПЭК). Инвентаризация организуется отдельно по каждому объекту и (или) обособленному подразделению.

Цель инвентаризации отходов - учесть все отходы, которые образуются в организации и которые потенциально могут образоваться в ближайшее время. При этом для объектов I и II категории анализируется перспектива на ближайшие 7 лет.

Показаконодательно не установлено иного, формы внутренних документов, регламентирующих проведение инвентаризации, а также итоговые формы результатов инвентаризации могут быть любыми в соответствии с требованиями внутреннего делопроизводства конкретного предприятия. В любом случае регламентирующий документ должен быть. Без надлежащей организации и контроля со стороны руководства процесс может слишком затянуться, а качество сведений может оказаться неудовлетворительным. Для небольших предприятий достаточно приказа или распоряжения.

Алгоритм проведения инвентаризации:

 

Разработка внутреннего документа, регламентиру­ющего проведение инвентаризаций

 

Подготовка распорядительной документации о начале работ по инвентаризации

Запрос необходимых сведений и документации

 

Обсуждение предварительных результатов

Предварительные

результаты

(перечень)

Работа

с ФККО

и БДО

Обработка

полученных

данных

Проведение

инвентаризационного

обследования

Дополнительные

обследования,

исследования,

сведения

Согласова-ние     

итогового  

перечня    с    

руководством

Оформление

результатов          инвентаризации

Актуализация

           

При сборе необходимых исходных данных по каждому основному и вспомогательному подразделению следует определить:

- перечень операций и процессов, которые реализуются в подразделении, с кратким описанием их сути, входящих и выходящих потоков. Для этого нужно собрать внутреннюю документацию (технологический регламент, технологические карты, внутренние стандарты, описывающие процесс, рецептуры и т. д.);

- перечень инструментария и оборудования, которое эксплуатируется. Также собираем документацию по эксплуатации и обслуживанию [руководство, ин­струкции, паспорта, журналы технического обслуживания, планы (чек-листы) планово-предупредительных работ и договоры по обслуживанию с подрядными организациями с приложением технического задания на ремонтные работы и сметы на комплектующие]. В перечне на оборудование и изделия необходимо указать по возможности планируемую дату списания;

- перечень используемых веществ, материалов, изделий с указанием: ежегодно закупаемого количества (очень много всего закупается в минимальных количествах, что делает нецелесообразным выделение в отдельные виды отходов данные изделия); нормативов потребления (если установлены); характеристик упаковки (по виду - тара, пленка, мешок и т.д., по материалу - дерево, сталь, стекло, полипропилен, полиэтилен и т. д.); массы (чтобы опять же оценить целесообразность учета отдельными наименованиями). Собираем соответствующую сопроводительную документацию (паспорт безопасности, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологическое заключение, информацию производителя).

 Также важно анализировать данные предыдущей инвентаризации и природоохранную документацию.

Каждая операция изучается на наличие тех или иных отходообразующих процессов, включая высвобождение тары, удаление брака, образование дополнительных ве­ществ, замену комплектующих и т. д.

Не забываем о вспомогательных процессах, а именно:

- про уборку, чистку и содержание бытовых и офисных помещений, производственных и складских помещений, системы вентиляции, территории, газонов;

-  ремонт и содержание систем коммуникаций, инженерных сетей, систем связи (уточняются перечни работ и используемые материалы); - эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа, очистки стоков, водоподготовки, обработки и утилизации или обезвреживания отходов;

- проведение лабораторных исследований (перечень используемого оборудования, реактивов, инструкции по проведению анализов);

- обслуживание котельной (системы умягчения воды, очистка от накипи, резервное топливо, резервные генераторы и т. д.);

- ремонт зданий, сооружений, оборудования, дорожного полотна (анализируются виды работ согласно смете);

- ликвидацию загрязнений;

- организацию питания сотрудников;

- бухгалтерский учет [целесообразно запросить документы, подтверждающие передачу отходов как минимум за последние три года: договоры, акты, товарные накладные, транспортные накладные, счета-фактуры или универсальные передаточные документы (УПД), приходно-расходную ведомость, счет 10 «Материалы», счет 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д.];

- обслуживание автотранспорта (наличие постов техобслуживания и ремонта автотранспорта; необходимо уточнить виды работ на территории предприятия - замена аккумуляторов, масел, шиномонтаж и т. д., а также наличие договоров на обслуживание со сторонними автосервисами, мойками, заправками);

- обеспечение персонала одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Необходимо выяснить перечень выдаваемых СИЗ, спецодежды и спецобуви (перчатки, респираторы, каски, сапоги и т.д.) с указанием нормативов выдачи, сроков годности (периодичности выдачи), массы каждого изделия и запросить сертификаты при их наличии;

- обслуживание систем пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава, противогазы, песок, прочий инвентарь).

Также целесообразно учесть сведения о планируемом расширении производства (на 3-5 лет).

Основная задача в ходе инвентаризации - максимально точно установить все классификационные признаки каждого образующегося отхода. Согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов (ГКО), этими признаками являются: происхождение, условия образования (принадлежность к определенному производству, технологии), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

 В составляемом перечне указываются: наименование отхода и его код согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) или возможные варианты, отходообразующий процесс, агрегатное состояние и физическая форма, качественный состав, наименование исходного изделия, сырья, материала, перешедших в отход, параметры для уточнения (ориентировочное количество ежегодного образования, условия накопления, необходимость проведения количественного химического анализа, уточнение агрегатного состояния (шлак, шлам, жидкость и т. д.), наличие контрагентов с соответствующей лицензией для удаления отхода и др.). Ответственные лица подразделений при рассмотрении перечня могут дополнигь его, указав фактически образующиеся отходы и информацию о них своими словами.

По результатам анализа и систематизации полученных сведений, данных учета отходов, имеющихся паспортов на опасные отходы, проведенных дополнительных изысканий составляется предварительный перечень отходов. Например, как показано в таблице.

Идентификация с видами отходов, включенными в ФККО, проводится путем сопоставления и признания идентичности классификационных признаков образованного отхода - по происхождению (блок, тип, подтип, группа), по составу (подгруппа), по агрегатному состоянию и физической форме (конкретная позиция) - с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и Банк данных об отходах (БДО)".

Пример составления предварительного перечня отходов

Наи-менова-неие

отхо-да

по ФККО

Код

по

ФККО

Отходооб-

разующий

процесс

Исходное

сырье

или

изделие

Агрегат-ное

состо-яние

и

физическая

форма

Состав

(качест-

венный

по

имеющим-

ся сведе-

ниям)

Под-

раз-

деле-

ние

№ 1

Под-

раз-

деле-

ние

№ 2

Коммен- тарии

Тара из

черных

металлов,

загрязненная

лакокра-

сочными

материалами

(содержание

5% и более)

4 68

112

01 51 3

Использо- ва-ние

по наз-

начению

с утратой

потре-

бительс-

ких

свойств

в сфере

с загряз-

нением

лакокра-

сочными

материа- лами

Тара

из

черных

металлов

Изделие

из

одного

матеоиала

Металл

черный

- 93,5%,

лакокра-

сочные

материалы

- 6,5%

+

-

КХО

прове-

ден,

паспорт

разра-

ботан,

факту

соот-

ветст-

вует,

накап-

ливается

на

площад- ке №2,

образу-

ется

1-2 шт/год

масса

одной

банки-

300 г

 

 

 

Чтобы найти необходимый конкретный отход, можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Ищем соответствующую конкретную группу отходов в зависимости от процесса, в ходе которого он образуется, то есть определяем блок, тип, подтип отхода и ищем нужную группу Согласно письму Минприроды России от 17.03.2014 струк­тура ФККО сформирована на основе утвержденных приказом Госстандарта № 14-ст Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)» (блоки 1-3, 5-9) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (блок 4).

Например, для того чтобы подобрать названия отходов, которые могут образоваться при ремонте зданий и сооружений, смотрим блок 8, выбираем типы отходов, связанные с ремонтом. Группы определяем в зависимости от того, что именно будет ремонтироваться: кровля, окна, двери и т. д. Ищем подходящие слова. Для удобства поиска можно сразу весь ФККО разбить на отдельные файлы по блокам.

Если поиск по структуре не дает результатов, то ищем по ключевым словам. Ключевое слово может определяться по основному компоненту отхода (уголь, поливинилхлорид), по виду отхода (отсев, шлам, шлак), по месту происхождения (офис, железнодорожный), по наименованию изделия (подшипник, баллон) и т. д.

2. Далее проверяем соответствие фактического происхождения отхода наименованию подгруппы, группы, подтипа и типа отхода, сравниваем закодированные агрегатное состояние и физическую форму с фактическими (см. письмо Госприроднадзора от 03.09.2014).

3. Проверяем соответствие нашего отхода характеристикам, указанным в БДО (процесс, состав, метод отнесения к конкретному классу опасности.). Дополнительно можно воспользоваться информацией из приказа Госприроднадзора № 810, чтобы убедиться в соответствии нашего отхода тому, ко­торый включен в ФККО. Окончание

           Опубликовано в журнале "Экология производства" № 12, 2021 г.

Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика