Все публикации

 

начало статьи

Этап 4. Положения стандарта устанавливают, что опре­деленные элементы СЭМ требуют документирования. Пе­речислим их (в скобках указаны соответствующие пункты стандарта):

   среда организации (п. 4.3);

   экологическая политика (п. 5.2);

   определение рисков и возможностей (п. 6.1.1);

   экологические аспекты (п. 6.1.2);

   принятые обязательства (п. 6.1.3);

   экологические цели. Планирование действий по их до­стижению (п. 6.2);

   ресурсы: компетентность (п. 7.2), осведомленность (п. 7.3), обмен информацией (п. 7.4);

   документированная информация. Управление доку­ментированной информацией (п. 7.5);

   планирование и управление деятельностью (п. 8.1);

   готовность к аварийным и другим нештатным ситуа­циям и ответные действия (п. 8.2);

   мониторинг, измерение, анализ и оценка (п. 9.1);

   оценка соответствия (п. 9.1.2);

   внутренний аудит (п. 9.2);

   анализ со стороны руководства (п. 9.3);

   несоответствия и корректирующие действия (п. 10.2).

Это не означает, что по каждому элементу стандарта должна быть отдельная процедура.

Исходя из опыта, рекомендуем, как минимум, описать отдельными документами следующие основные элементы СЭМ:

   идентификация экологических рисков и возможностей по ме­тодике оценки рисков и возможностей;

   идентификация и оценка значимости экологических аспектов;

   мониторинг и измерения;

   внутренний аудит.

     Остальные элементы и процедуры управления ими могут быть описаны в общем руководстве по СЭМ подробно или схематически с отсылкой к уже имеющимся в организации процедурам.

 

Например, по элементу «Компетентность» (ISO 14001, п. 7.2) достаточно описать алгоритм процесса внутренне­го и внешнего обучения, который уже сложился в отде­ле кадров, расширив его подготовкой персонала, задей­ствованного в СЭМ, и хранить информацию о подготовке в рамках СЭМ в виде протоколов обучения, сертификатов, свидетельств о повышении квалификации и т. д.

Документированная информация, относящаяся к СЭМ, может быть интегрирована с другими системами менед­жмента. Если на предприятии действует система менеджмента качества, можно использовать единый стандарт по управлению документацией.

Несмотря на то, что прямого требования о создании единого руководящего документа по СЭМ на предприятии нет, на практике он весьма удобен. Руководство по СЭМ содержит описание деятельности предприятия, основ­ных элементов СЭМ в контексте предприятия, их взаимо­действия, а также дает ссылки на связанные документы (стандарты и процедуры).

Важно помнить, что каждая организация сама опреде­ляет объем и структуру разрабатываемой документации по СЭМ. Они будут зависеть от размеров организации, ее деятельности и от необходимости продемонстрировать принятые обязательства. Главное: документы должны быть понятными, удобными и эффективными.

Разработку документов по элементам СЭМ целесо­образно начинать с подготовки проектов соответствую­щих процедур руководства по СЭМ, последующего их вну­треннего согласования, утверждения и внедрения.

 

Этап 5. Внедрять руководящие документы необходи­мо после внутреннего обучения заинтересованного пер­сонала.

Регистрация, рассылка новых процедур, получение от­меток об ознакомлении - все это должно соответствовать требованиям процедуры «Управление документацией».

Процедуры могут оформляться в виде стандартов пред­приятия (СТП), инструкций, методик, рекомендаций, па­мяток и т. п. или отражаться в руководстве.

Процесс внедрения руководящих документов и проце­дур долгий и трудоемкий. Поскольку именно на этом эта­пе проходит апробация и доработка всех документов СЭМ, важна обратная связь с исполнителями.

Рекомендуем проводить опросы, беседы с работника­ми на предмет понимания и выполнения требований, из­ложенных в документах.

После внедрения процедур и обучения весь персонал должен знать требования процедур СЭМ. Если этого нет, следует выяснить причины, учесть мнение людей, работа­ющих с этими процедурами, при необходимости расшиф­ровать, доработать, внести изменения в процедуры.

При внедрении процедур СЭМ надо убедиться, что они реально выполнимы: доступны необходимые оборудо­вание, ресурсы, информация и т. п. Разрабатываемые до­кументы в отношении управления операциями должны быть основаны на конкретных действиях.

 

Этап 6. Руководители должны осуществлять контроль и корректировку выполнения процедур. Для достижения экологических целей требуются финансовые, технические и организационные ресурсы.

Особое внимание уделяется мониторингу процессов и результатов деятельности. Предприятие может само­стоятельно определять подходы и методы мониторинга в соответствии с принятыми задачами и доступными ре­сурсами.

На этом этапе предприятие планирует свои действия с учетом:

   выявленных рисков и возможностей;

   определенных значимых экологических аспектов;

   принятых обязательств.

Основной результирующий документ планирова­ния - целевые программы экологического менеджмента (ЦПЭМ).

Рекомендуем на начальном этапе функционирования СЭМ начинать с небольших целей, которые достижимы и всем понятны.

Например, цель - внедрить раздельное складирование офисной бумаги. Мероприятия: приобретение контейне­ров, разработка инструкции для работников, подготовка приказа о раздельном накоплении офисной бумаги и т. д. После реализации плана проверяем, что не получилось, почему некоторые подразделения легко справились с задачей, а другие столкнулись с трудностями. Определяем причины и дорабатываем процедуры, делая их жизнеспо­собными.

Сначала следует привести разработанную документацию в соответствие с реальностью, а уже потом менять требования и устанавливаемые ими действия. Желание создать красивый и внушительный документ, в кото­рый не вписываются реальные проблемы и действия, - одна из основных причин неудачного внедрения СЭМ.

 

Этап 7. Оценка соответствия и внутренние аудиты.

Оценка соответствия - это оценка деятельности пред­приятия на предмет соответствия установленным требо­ваниям.

Оценку соответствия можно вписать в смежные проце­дуры:

   по осуществлению мониторинга и измерений;

   проведению внутренних аудитов;

   анализу эффективности функционирования СЭМ со стороны руководства.

К основным элементам этого этапа относятся состав­ление и ведение реестра применимых требований, его своевременная актуализация.

По результатам оценки соответствия выявляются ре­альные или потенциальные несоответствия, выполняются корректирующие действия. Результаты оценки соответ­ствия могут документироваться отдельно или в годовом отчете о функционировании СЭМ.

Внутренние аудиты проводятся для обеспечения си­стематического анализа эффективности функциони­рования элементов СЭМ и их улучшения, для принятия своевременных мер по устранению несоответствий, уста­новленных при аудите, для разработки корректирующих действий.

Для описания внутреннего аудита целесообразно раз­работать отдельную процедуру, в которой должны быть отражены основные этапы внутреннего аудита и блан­ки его программы, отчета о несоответствии, бланк о реги­страции наблюдения, форма отчета об аудите.

Для разработки процедуры необходимо использовать стандарт ISO 19011:2018 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» (российский аналог - ГОСТ Р ИСО 19011-2021).

 

Этап 8. Порядок сбора и систематизации данных о функционировании СЭМ, а также порядок анализа этих данных рекомендуем описать в руководстве по экологиче­скому менеджменту. В случае большого количества дан­ных можно разработать отдельную процедуру «Анализ со стороны руководства», в которую входит информация о том, какие данные и в каком виде будут включаться в го­довой отчет руководству.

Анализ со стороны руководства может совмещать­ся с другой деятельностью по менеджменту: производ­ственными совещаниями, заседаниями директоров, но может проводиться и отдельно. В этом случае необ­ходимо управлять документированной информацией, та­кой как протоколы совещаний, решения, приказы, распо­ряжения и т. д.

Анализ со стороны руководства имеет смысл проводить 1 раз в год, результат должен быть зафиксирован и дове­ден до заинтересованных лиц.

 

Этап 9 - сертификация СЭМ.

Сертификация - это комплекс действий в целях под­тверждения соответствия определенным требованиям. Сертификация выполняется независимыми аккредито­ванными органами по сертификации.

 

В России действуют две системы сертификации:

1. Сертификация на соответствие ISO 14001. Компании, которые ее выполняют, имеют международную аккреди­тацию и выдают сертификат международного образца.

Международный сертификат ISO 14001 признается в более чем 90 странах мира, в том числе в США, Канаде, Ки­тае, Японии, Австралии. Международные органы сертифи­кации по ISO 14001: SGS, TUV Rheinland, Bureau Veritas, BSI.

2. Сертификация на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001. Сертифицирующие компании имеют российскую аккре­дитацию и выдают сертификат на соответствие стандар­ту, который признается только на территории России. Российские сертифицирующие компании: SERC0NS, ИСО Консалтинг и др.

Некоторые компании создают свои «зеленые стандарты» и си­стемы сертификации, регистрируют их и проводят сертификацию на соответствие им, однако такие сертификаты не имеют никакого отношения к стандартам ISO 14001 и ГОСТ Р ИСО 14001.

Отметим при этом, что сама по себе сертификация не должна быть главной целью. Сертификация лишь под­тверждает, что СЭМ внедрена и функционирует в соответ­ствии с определенным стандартом.

Если не нужно доказывать партнерам, кредиторам и прочим стейкхолдерам, что внедренная СЭМ соответ­ствует стандарту, если она внедряется исключительно для развития компании и уменьшения рисков, - берите стандарт и действуйте! Вас ничто не должно останавли­вать.


Опубликовано в журнале "Экология производства" № 7, 2022 г.

Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика