- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Расцвет, падение и расцвет ГЭЭ или надо ли учить историю
- "С кем экоспорить?"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
Мониторинг атмосферного воздуха
Что касается требования проводить мониторинг атмосферного воздуха, то эта тема требует отдельной статьи. Однако отметим самое важное.
Мониторинг должен проводиться на всех ОНВ, которые включены в утвержденный территориальным органом Росприроднадзора перечень. Первоначально в такие региональные перечни включали почти все ОНВ I-III категорий, но сейчас многие перечни пересмотрены. Законных оснований для их формирования нет. Есть только мнение Росприроднадзора: раз ОНВ не IV категории, то у владельцев есть обязанность вести мониторинг. Как его вести? Никто не знает.
Некоторые предприятия с хорошими юристами идут в суд и требуют объяснить, на каком основании их объекты оказались в перечне. Пока, к сожалению, таких дел мало, и неясно, чью сторону примет суд.
Вместе с тем, по мнению центрального аппарата Росприроднадзора, в рамках ПЭК для формирования программы (плана-графика) наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ государственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений согласно Требованиям к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды12. Однако это очень дорого, да и лаборатории следует привлекать с соответствующей лицензией (можно такие найти на сайте: http://www.meteorf.ru/licenses).
Радует, что Росприроднадзор согласен с тем, что по действующему законодательству алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках ПЭК определяется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположения ОНВ.
Направлять какие-то запросы в Росприроднадзор, Росгидромет смысла нет. Во-первых, ничего конкретного они не ответят, а во-вторых, если ОНВ не IV категории, то из перечня не исключат.
Поэтому можно формально закрыть этот вопрос и не получить штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, если «промониторить» что-то по минимуму или использовать результаты контроля на границе санитарно-защитной зоны. При этом у лаборатории должна быть лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением такой деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства).
Плата и нормативы
Необходимость санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) на НДВ для ОНВ III категории установлена как п. 10 Положения о выбросах9 (согласно которому НДВ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии указанных нормативов санитарным правилам), так и подп. 10 п. 11 Методики разработки НДВ13, согласно которому расчеты предельно допустимых выбросов содержат в том числе сведения о полученном СЭЗ. Поэтому если у вас до сих пор отсутствует СЭЗ на НДВ, то считайте, что они не установлены. Это значит, что использовать формулу 17 из Правил4 недопустимо.
Очень важно обращать внимание на оформление расчетов. Расчет выполняется для конкретного ОНВ по соответствующему нормоустанавливающему документу. Таким образом, невозможно указать в качестве нормоустанавливающего документа для ОНВ III категории НДВ и сделать расчет платы для веществ III, IV классов опасности, так как для них НДВ не устанавливаются. Также некорректно проводить расчеты для загрязняющих веществ I, II классов опасности только в рамках отчета о ПЭК. При этом должен учитываться и период действия нормоустанавливающего документа, для каждого периода - свой расчет.
Можно дать еще одну рекомендацию, учитывая, что с 1 марта 2023 г. вводится в действие новая форма декларации о плате за НВОС14.
В связи с этим целесообразно сформировать и подать отчет о ПЭК и декларацию о плате до 1 марта. Во-первых, плату в любом случае нужно внести до этой даты, соответственно, платежная база должна быть сформирована, а во-вторых, из-за нововведений неясно, как себя поведет Личный кабинет природопользователя. Конечно, отчет о ПЭК можно подать и до 25 марта, поэтому это только рекомендация.
В заключение напомню еще об одной отчетности. В соответствии с п. 11 ст. 15 Закона № 96-ФЗ15, необходимо представлять в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которую никто не знает, как именно делать, В своих разъяснениях Минприроды указывает, что эта отчетность представляет собой статотчет по форме 2-ТП «воздух» и отчет о ПЭК.
Отметим, что на данную отчетность была ссылка в п. 11.2 Правил4 в редакции, действовавшей в 2019 г., и именно данные, отраженные в этой отчетности, являлись нормативами, что было логично и коррелировало с аналогичным подходом по отходам. Однако такой подход противоречит п. 8 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ1. Вместо исправления закона указанную отчетность о выбросах решили в итоге убрать (законопроект принят в первом чтении). Ждем официальной отмены.
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
3. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду).
5. Письмо Минприроды России от 02.11.2020 № 12-47/28969 «О разработке программы производственного экологического контроля».
6. Письмо Минприроды России от 04.08.2021 № 19-50/10802-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».
7. Письмо Минприроды России от 27.01.2021 № 12-50/825-ОГ «Об объектах III категории».
8. Письмо Минприроды России от 15.06.2022 № 12-47/22333 «О производственном экологическом контроле».
9. Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (вместе с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
10. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ. – СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012.
11. ИТС НДТ 22.1-2021. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения.
12. Приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением».
13. Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».
14. Приказ Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043».
15. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Опубликовано в журнале Экология Производства № 1, 2023 г.
- 14 ноября 2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступят на XXVIII Всероссийском конгрессе "Охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: государственное регулирование"
- 12 ноября 2025 года Надежда Бирюкова выступит с докладом на XXXVII Экологическом форуме
- В журнале "ЭкоСпоры" № 5, 2025 г. опубликована статья "Расцвет, падение и расцвет ГЭЭ или надо ли учить историю"
- Алла Дудникова 7 октября 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Рязани
- 30 сентября 2025 года Надежда Бирюкова прочитала лекцию в рамках программы «Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности»
- 26 сентября 2025 года Надежда Бирюкова провела вебинар в рамках Национальной премии «Экологи России 2025»
- 24 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе онлайн-лекций ИПК "Интеграл"
- 23 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила в качестве докладчика в онлайн-практикуме «Обращение с отходами и РОП: что ожидать и как действовать?»
- 16 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила лектором на Всероссийском практическом вебинаре "Практика обращения с отходами предприятий: новые требования, нормативы, отчетность"
- 11 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе онлайн-лекций ИПК "Интеграл"
- 4 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- В журнале "ЭкоСпоры" № 4, 2025 г. опубликована статья "С кем экоспорить?"
- 16 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе видео-лекций ИПК "Интеграл"
- В журнале "Справочник эколога" № 6, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: обзор судебной практики за I квартал 2025 года"
- 3 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- 6 июня 2025 года Надежда Бирюкова приняла участие в качестве докладчика на Круглом столе «Проблемы и решения в области обращения с отходами»
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- 22 мая 2025 года Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXVI Экологическом форуме
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- Все новости