Все публикации

 

начало статьи

 

Мониторинг атмосферного воздуха

 

Что касается требования проводить мониторинг атмо­сферного воздуха, то эта тема требует отдельной статьи. Однако отметим самое важное.

Мониторинг должен проводиться на всех ОНВ, кото­рые включены в утвержденный территориальным орга­ном Росприроднадзора перечень. Первоначально в такие региональные перечни включали почти все ОНВ I-III кате­горий, но сейчас многие перечни пересмотрены. Законных оснований для их формирования нет. Есть только мнение Росприроднадзора: раз ОНВ не IV категории, то у владель­цев есть обязанность вести мониторинг. Как его вести? Никто не знает.

Некоторые предприятия с хорошими юристами идут в суд и требуют объяснить, на каком основании их объек­ты оказались в перечне. Пока, к сожалению, таких дел ма­ло, и неясно, чью сторону примет суд.

Вместе с тем, по мнению центрального аппарата Росприроднадзора, в рамках ПЭК для формирования про­граммы (плана-графика) наблюдений за загрязнени­ем атмосферного воздуха могут использоваться подходы, аналогичные подходам к формированию программ госу­дарственной наблюдательной сети и территориальных систем наблюдений согласно Требованиям к проведе­нию наблюдений за состоянием окружающей среды12. Од­нако это очень дорого, да и лаборатории следует привле­кать с соответствующей лицензией (можно такие найти на сайте: http://www.meteorf.ru/licenses).

Радует, что Росприроднадзор согласен с тем, что по дей­ствующему законодательству алгоритм осуществления мониторинга атмосферного воздуха в рамках ПЭК опре­деляется самим хозяйствующим субъектом в зависимости от состава и характера выбросов, а также расположе­ния ОНВ.

Направлять какие-то запросы в Росприроднадзор, Росгидромет смысла нет. Во-первых, ничего конкретно­го они не ответят, а во-вторых, если ОНВ не IV категории, то из перечня не исключат.

Поэтому можно формально закрыть этот вопрос и не получить штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, если «промониторить» что-то по минимуму или использовать результаты контроля на границе санитарно-защитной зоны. При этом у лаборатории должна быть лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением такой деятельности, осу­ществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняе­мых для подготовки проектной документации, строитель­ства).

 

Плата и нормативы

 

Необходимость санитарно-эпидемиологического за­ключения (СЭЗ) на НДВ для ОНВ III категории установлена как п. 10 Положения о выбросах9 (согласно которому НДВ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии указан­ных нормативов санитарным правилам), так и подп. 10 п. 11 Методики разработки НДВ13, согласно которому расчеты предельно допустимых выбросов содержат в том чис­ле сведения о полученном СЭЗ. Поэтому если у вас до сих пор отсутствует СЭЗ на НДВ, то считайте, что они не уста­новлены. Это значит, что использовать формулу 17 из Пра­вил4 недопустимо.

Очень важно обращать внимание на оформление расче­тов. Расчет выполняется для конкретного ОНВ по соответ­ствующему нормоустанавливающему документу. Таким образом, невозможно указать в качестве нормоустанавливающего документа для ОНВ III категории НДВ и сделать расчет платы для веществ III, IV классов опасности, так как для них НДВ не устанавливаются. Также некорректно проводить расчеты для загрязняющих веществ I, II клас­сов опасности только в рамках отчета о ПЭК. При этом должен учитываться и период действия нормоустанавливающего документа, для каждого периода - свой расчет.

Можно дать еще одну рекомендацию, учитывая, что с 1 марта 2023 г. вводится в действие новая форма де­кларации о плате за НВОС14.

В связи с этим целесообразно сформировать и подать отчет о ПЭК и декларацию о плате до 1 марта. Во-первых, плату в любом случае нужно внести до этой даты, соот­ветственно, платежная база должна быть сформирована, а во-вторых, из-за нововведений неясно, как себя пове­дет Личный кабинет природопользователя. Конечно, от­чет о ПЭК можно подать и до 25 марта, поэтому это толь­ко рекомендация.

В заключение напомню еще об одной отчетности. В соответствии с п. 11 ст. 15 Закона № 96-ФЗ15, необходимо представлять в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ в уведомительном порядке отчет­ность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которую никто не знает, как именно делать, В сво­их разъяснениях Минприроды указывает, что эта отчет­ность представляет собой статотчет по форме 2-ТП «воз­дух» и отчет о ПЭК.

Отметим, что на данную отчетность была ссылка в п. 11.2 Правил4 в редакции, действовавшей в 2019 г., и именно данные, отраженные в этой отчетности, являлись норма­тивами, что было логично и коррелировало с аналогич­ным подходом по отходам. Однако такой подход проти­воречит п. 8 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ1. Вместо исправления закона указанную отчетность о выбросах решили в ито­ге убрать (законопроект принят в первом чтении). Ждем официальной отмены.

 

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

3. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

4. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду).

5. Письмо Минприроды России от 02.11.2020 № 12-47/28969 «О разработке программы производственного экологического контроля».

6. Письмо Минприроды России от 04.08.2021 № 19-50/10802-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

7. Письмо Минприроды России от 27.01.2021 № 12-50/825-ОГ «Об объектах III категории».

8. Письмо Минприроды России от 15.06.2022 № 12-47/22333 «О производственном экологическом контроле».

9. Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (вместе с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух).

10. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ. – СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012.

11. ИТС НДТ 22.1-2021. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения.

12. Приказ Минприроды России от 30.07.2020 № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением».

13. Приказ Минприроды России от 11.08.2020 № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

14. Приказ Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043».

15. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

 

Опубликовано в журнале Экология Производства № 1, 2023 г.

Правовой EHS консалтинг
Общественный проект компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика