- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- "С кем экоспорить?"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
Тут важный вопрос: где границы «организации»?
Ответ на этот вопрос дан в ведомственном акте – Приказе № 371:
Предусмотрено, что количественное определение объемов выбросов парниковых газов осуществляется в целом по организациям. В случае наличия у организации филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, количественное определение выбросов парниковых газов осуществляется отдельно для филиалов или обособленных подразделений, расположенных на территории различных субъектов Российской Федерации.
По состоянию на май 2024 года обязанности регулируемых организаций распространяются на организации с выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 000 тонн углекислого газа и более в год, поэтому и оценку нужно проводить с учетом данной массы.
При превышении массы выбросов по эквиваленту углекислого газа значения 150 000 т/год по объекту, регулируемой организацией будет считаться этот конкретный объект, с учетом границ «организации», приведенных выше.
Определение массы выбросов парниковых газов осуществляется в соответствии с методикой количественного определения объемов выбросов парниковых газов (утверждена Приказом № 371).
Определение массы выбросов для отнесения к регулируемым организациям осуществляется в отношении прямых выбросов парниковых газов, которые происходят непосредственно от объектов организации и осуществляемых процессов.
Оценить отнесение к регулируемой организации можно также, воспользовавшись специальным расчетным сервисом, размещенным по адресу https://co2.gisee.ru/calculator (далее - Калькулятор).
Если же по какому-то из объектов организации порог будет превышен, то по этому объекту придется до 1 июля сдавать обязательный отчет за предыдущий год. Порядок и форма отчета также установлена подзаконным актом - Постановлением N 707. Отчет о выбросах парниковых газов подается на сайте ГИС «Энергоэффективность»: https://co2.gisee.ru/.
Ответственность за неподачу, несвоевременную или с ошибками подачу отчета наступает с 1 июля 2025 года и достигает для юридических лиц 500 000 рублей (ст. 19.7.16 КоАП РФ).
Сведения, внесенные в реестр, проверяются Росприроднадзором. Сведения о непредоставлении и несвоевременном предоставлении отчетности также передаются оператором реестра в Росприроданадзор. Налагать штрафные санкции с 1 июля 2025 года тоже будет Росприроднадзор.
Даже если порог не будет превышен, то организации смогут участвовать в деятельности согласно климатическому законодательству на добровольных началах. Таким организациям в этом году можно потренироваться с подачей отчета по парниковым газам, так как пока предусмотрена подача отчета в добровольном порядке, но порог критерия планируется к понижению. Так, начиная с отчета за 2024 год (то есть уже в 2025 году), регулирование распространится на организации с выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 50 000 тонн углекислого газа и более в год. Следует провести оценку выбросов и на будущее с учетом этой массы. Для оценки опять же можно воспользоваться Калькулятором.
Проект новых критериев отнесения к регулируемым организациям
Также очень важно иметь в виду установление новых критериев отнесения к регулируемым организациям с 2025 года. В том виде, в котором новые критерии представлены в виде проекта (см. https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=145159), в расчет суммарной массы СО2-эквивалента могут добавиться дополнительные процессы по сравнению с действующими сегодня критериями.
Новые критерии отличаются от действующих не только ужесточением объема годовых масс выбросов с 150 000 т/год до 50 000 т/год.
В новых критериях предполагается заложить помимо массы выбросов парниковых газов, эквивалентной 50 000 и более тонн углекислого газа в год, привязку к видам деятельности и категории предприятия по уровню негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Для удовлетворения критериям отнесения к регулируемым организациям категория НВОС объекта должна быть не ниже III.
Таким образом, получается, что все объекты НВОС III категории, осуществляющие перечисленные в проекте новых критериев виды деятельности, должны будут рассчитать выбросы парниковых газов от процессов на объекте, привести их в величину, эквивалентную углекислому газу, и сравнить с 50 000 тонн.
- 14 ноября 2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступят на XXVIII Всероссийском конгрессе "Охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности: государственное регулирование"
- 12 ноября 2025 года Надежда Бирюкова выступит с докладом на XXXVII Экологическом форуме
- Алла Дудникова 7 октября 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Рязани
- 30 сентября 2025 года Надежда Бирюкова прочитала лекцию в рамках программы «Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности»
- 26 сентября 2025 года Надежда Бирюкова провела вебинар в рамках Национальной премии «Экологи России 2025»
- 24 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе онлайн-лекций ИПК "Интеграл"
- 23 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила в качестве докладчика в онлайн-практикуме «Обращение с отходами и РОП: что ожидать и как действовать?»
- 16 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила лектором на Всероссийском практическом вебинаре "Практика обращения с отходами предприятий: новые требования, нормативы, отчетность"
- 11 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе онлайн-лекций ИПК "Интеграл"
- 4 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- В журнале "ЭкоСпоры" № 4, 2025 г. опубликована статья "С кем экоспорить?"
- 16 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе видео-лекций ИПК "Интеграл"
- В журнале "Справочник эколога" № 6, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: обзор судебной практики за I квартал 2025 года"
- 3 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- 6 июня 2025 года Надежда Бирюкова приняла участие в качестве докладчика на Круглом столе «Проблемы и решения в области обращения с отходами»
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- 22 мая 2025 года Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXVI Экологическом форуме
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- Все новости