- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- "С кем экоспорить?"
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- Сложности при определении и использовании фоновых концентраций в расчетах рассеивания загрязняющих веществ
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.10.2019 № 1379: ПРАВИЛА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
А.А.Самохина
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2019 № 1379 утверждены Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (далее — Правила). Рассмотрим, для чего нужно категорирование водных объектов и как оно происходит.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО КАТЕГОРИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ?
Комплексным
экологическим разрешением (далее — КЭР) для объектов централизованных систем
водоотведения (далее — ЦСВ) поселений или городских округов, отнесенных к
объектам I категории, устанавливаются технологические нормативы сбросов.
Технологические
нормативы сбросов рассчитываются владельцем ЦСВ на основании технологических
показателей наилучших доступных технологий (далее — НДТ), установленных
постановлением Правительства РФ на основе справочника НДТ в сфере очистки
сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов. Справочник
НДТ разрабатывается с учетом в том числе категорий водных объектов или их
частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
Соответствующий
справочник НДТ (ИТС 10-2015 «Очистка сточных
вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских
округов»; далее — ИТС 10-2015) был утвержден в 2015
г. и уже учитывает разделение водных объектов по категориям. Хотя поправки в
Федеральный закон № 7-ФЗ, вносящие уточнения в части категорирования водных
объектов (в т.ч. необходимости утверждения Правительством РФ правил отнесения
водных объектов или их частей к категориям), были внесены только в середине
2017 г., а вступили в силу они с 01.01.2019.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Установлено
четыре категории водных объектов (их частей):
А — наиболее
охраняемые или наиболее уязвимые водные объекты;
Б — основная группа
водных объектов;
В — экологически
устойчивые водные объекты;
Г — объекты с
особо низким содержанием азота и фосфора.
Такое условное
разделение на категории содержится как в ИТС 10-2015, так и
в соответствующем ГОСТ (ГОСТ 56828.12-2016 «Наилучшие доступные технологии. Классификация водных объектов для технологического
нормирования сбросов сточных вод централизованных систем водоотведения поселений»),
введенном в действие после утверждения ИТС 10-2015, но до внесения поправок в
Федеральный закон № 7-ФЗ. Однако в ИТС 10-2015 дана оговорка, что до принятия
соответствующего нормативного правового акта следует ориентироваться на
технологические показатели для категории Б.
Теперь такой
нормативный правовой акт принят. Категория водных объектов или их частей может
быть определена (насколько быстро осуществляется эта процедура и
можно ли уже запускать процесс установления категории, разберем ниже). Для того
чтобы приступить к расчету технологических нормативов и далее к подаче заявки
на получение КЭР, объектам ЦСВ поселений или городских округов, отнесенным к
объектам I категории, осталось дождаться принятия постановления Правительства
РФ с технологическими показателями НДТ в данной сфере.
КАК ПРОИСХОДИТ КАТЕГОРИРОВАНИЕ
ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ?
Отнесение водных объектов или их частей к конкретным категориям осуществляют Росводресурсы, это же Федеральное агентство вносит указанные данные в государственный водный реестр (далее — ГВР).
Отнесение водных объектов или их частей к категории осуществляется на основании заявления владельца ЦСВ.
Отдельные критерии отнесения к категориям предусматривают необходимость расчета средних концентраций загрязняющих веществ в водном объекте. В случае если категорирование осуществляется на основании данных о средних концентрациях, то дополнительно в заявлении предоставляются данные, необходимые для этого: данные протоколов замеров и расчеты средних концентраций.
Протоколы замеров
для определения средних концентраций предоставляются владельцем ЦСВ за последние
3 года. Замеры должны проводиться в замыкающем створе рек, место его
расположения запрашивается у Росводресурсов, срок рассмотрения запроса о
месторасположении замыкающего створа — 20 рабочих дней.
КСТАТИ
При наличии поста наблюдения Росгидромета в замыкающем створе владелец ЦСВ может запросить сведения о концентрациях у госоргана и не проводить замеры самостоятельно. Но для присвоения категории водному объекту, на котором отсутствуют посты Росгидромета и не проводились замеры в замыкающем створе (т.к. владелец ЦСВ не мог заранее знать о такой необходимости), процедура сбора документов может затянуться более чем на 3 года.
Установлены и другие требования к проведению таких замеров, они касаются периодичности отбора проб. Также предусмотрено, что в течение периода наблюдений должна использоваться одна и та же методика отбора проб и количественного химического анализа по определенному показателю.
Заявление об установлении категории водного объекта или его части рассматривается Росводресурсами в срок не более 50 рабочих дней. При этом если Росводресурсы находят основание для отказа в категорировании (для выдачи отказа Правилами установлен закрытый перечень оснований), то не более чем через 20 рабочих дней заявитель получает отказ по одному из оснований:
- отсутствие в заявлении
необходимых сведений;
- представление сведений не в полном объеме;
- несоответствие географических координат месту
нахождения водного объекта или месту нахождения субъекта Российской Федерации;
- использование методик (методов) измерений, не
соответствующих установленным требованиям;
- ошибочность расчета среднеарифметических
концентраций химических веществ и медианных значений концентраций химических
веществ.
Результатом процедуры
категорирования является приказ Росводресурсов о присвоении категории, внесение
соответствующих сведений в ГВР и выдача заявителю сведений из ГВР об
установленной категории.
.ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Решение о присвоении категории
может быть изменено Росводресурсами.
Отдельные
сведения для категорирования Росводресурсы запрашивают в Минприроды России и
Росреестре в рамках межведомственного взаимодействия. Если эти государственные
органы отвечают на запрос, когда владельцу ЦСВ
уже сообщено о категории, присвоенной водному объекту или его части,
Росводресурсы могут принять решение об изменении присвоенной категории. Причем предельные сроки «запаздывания»
информации не установлены, что может отразиться на владельцах ЦСВ, которые,
получив сведения о категории водного объекта, начали процедуру получения КЭР (в случае утверждения к тому моменту постановления
Правительства РФ с технологическими показателями НДТ).
Решение об
изменении категории может быть принято Росводресурсами и в других случаях
(например, при создании или реорганизации особо охраняемой природной
территории).
Отдельно предусмотрена возможность изменения категории рек или их частей с категории В на категорию Б или с категории Г на категорию В (т.е. ужесточение требований) по основаниям, установленным Правилами.
КОГДА РЕКЕ ИЛИ ЕЕ ЧАСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИСВОЕНА БОЛЕЕ «ЖЕСТКАЯ» КАТЕГОРИЯ?
Категория реке или ее части, если для этого требуется проведение расчета средних концентраций загрязняющих веществ в водном объекте, присваивается по результатам рассмотрения пакета документов заявителя, подавшего документы первым. Сведения из заявлений, поданных другими заявителями позже, рассматриваются на предмет необходимости изменения уже установленной категории.
Кроме того,
основанием для изменения категории может стать поступление в Росводресурсы
данных государственного мониторинга водных объектов или данных организаций,
имеющих лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней
областях.
Установлена приоритетность поступающих данных при принятии решения об изменении категории: приоритетными являются данные государственного мониторинга водных объектов.
КАК УЗНАТЬ О ПРИСВОЕННОЙ КАТЕГОРИИ?
Решение о присвоении категории Росводресурсы должны размещать на своем сайте. Также узнать категорию водохозяйственного участка водного объекта владельцы ЦСВ смогут по соответствующему запросу, направленному в Росводресурсы.
Для того чтобы
Росводресурсы могли осуществить возложенное на них новое полномочие, необходимо
внесение изменений в существующие нормативные правовые акты. В связи с этим
Минприроды России дано указание к 01.03.2020 внести изменения в форму ГВР,
который теперь должен будет содержать информацию о категориях водных объектов
или их частей.
До изменения
формы ГВР Росводресурсы не смогут выполнить процедуру отнесения к категории в
полном объеме и, скорее всего, не будут присваивать категории. Владельцам ЦСВ
придется подождать корректировки нормативной базы, а пока они могут начать с
выяснения местонахождения замыкающего створа. Подать соответствующий запрос в Росводресурсы
можно уже сейчас.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 1, 2020 г.
- 4 сентября 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- В журнале "ЭкоСпоры" № 4, 2025 г. опубликована статья "С кем экоспорить?"
- 16 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила в курсе видео-лекций ИПК "Интеграл"
- В журнале "Справочник эколога" № 6, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: обзор судебной практики за I квартал 2025 года"
- 3 июля 2025 года Надежда Бирюкова выступила на онлайн-экозавтраке Российского экологического общества
- 6 июня 2025 года Надежда Бирюкова приняла участие в качестве докладчика на Круглом столе «Проблемы и решения в области обращения с отходами»
- В журнале "Справочник эколога" № 5, 2025 г. опубликована статья "Почему приостановление действия лицензии по основанию отсутствия ГЭЭ не является правильным и полезным"
- 22 мая 2025 года Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXVI Экологическом форуме
- Алла Дудникова 17 апреля 2025 года приняла участие в выездном заседании НТС РПН в Архангельске
- 09.04.2025 Михаил Дивович и Алла Дудникова выступили на XXVII Всероссийском конгрессе "Государственное регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности"
- 08.04.2025 Надежда Бирюкова выступила на вебинаре Консорциум "Кодекс"
- 28 марта Алла Дудникова провела вебинар для руководителей и специалистов железнодорожной отрасли
- 26.03.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в VIII специализированной конференции по обращению с органическим отходами
- В журнале "Справочник эколога" № 2 и 3, 2025 г. опубликована статья "Плата за негативное воздействие: срез судебной практики за 2024 год"
- 14.02.2025 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по обращению с отходами Консультационного центра "Кодекс"
- Все новости