- Статьи по теме "Санитарно-защитная зона"
- Статьи по теме "Обращение с отходами"
- Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства
- О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию
- Отчетность объектов III категории по отходам
- Отчетность объектов III категории по выбросам
- Устанавливайте СЗЗ своевременно!
- Практика и перспективы обращения с отходами I и II классов опасности
- Санитарно-защитные зоны: оригинальная судебная практика
- Объяснение через демонстрацию абсурда
- Судебная практика в отношении вскрышных пород
- РОП 2022: судебная практика
- От старого законодательства к новому: что говорят суды
- Как провести общественные обсуждения в рамках ОВОС
- Внедрение системы экологического менеджмента
- Неоднозначность и безграничность: попытка сделать воздухоохранное законодательство исполнимым снова не удалась
- С точки зрения эколога: что поменялось в санитарных правилах?
- Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве
- "Регуляторная гильотина": обзор перечня неактуальных НПА
- Плата за НВОС для объектов III категории. Что говорят законодатель и правоприменитель?
- Алексей Владимирович Яблоков
- Снег, отход или не отход?
- Обзор судебной практики по возмещению вреда водным объектам
- Экологический контроль-четыреста сравнительно честных способов отъема денег
- Надо ли судиться с госорганами?
- Иск к предприятию: судебная практика
- Правовой EHS консалтинг, или иностранцы в России
- Незнание закона не освобождает от ответственности
- От старого законодательства к новому: что говорят суды 2
Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
Продолжение
А.Г.Дудникова.
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ № 3 К САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03
Изменения и дополнения № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 были внесены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция"» и введены в действие с 12 ноября 2010 г.
Данные изменения породили наибольшее количество проблем и вызвали огромное количество вопросов, с которыми мы живем и по сей день.
Согласно изменениям, внесенным в п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, теперь требования данных СанПиН не распространяются на действующие предприятия, но распространяются в том числе на эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых предприятий:
Было |
Стало |
1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др. |
1.2. Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. |
Отметим, что, например, в пп. 3.5 и 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержатся нормы, которые напрямую относятся к действующим предприятиям:
Извлечение из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. Изменений и дополнений № 3)
[...]
3.5. [...] Для действующих объектов, являющихся источниками загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение реконструкции или перепрофилирование производств при условии снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно допустимой концентрации (ПДК) при химическом и биологическом воздействии и предельно допустимого уровня (ПДУ) при воздействии физических факторов с учетом фона. [...]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Факт исключения действующих предприятий из зоны действия требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вовсе не означает, что действующее предприятие не должно иметь СЗЗ, а означает лишь то, что данные СанПиН на действующие предприятия не распространяются. Логично предположить, что для действующих предприятий в настоящее время разрабатываются отдельные правила по установлению размеров СЗЗ, однако официально такая информация не была подтверждена. Таким образом, на сегодняшний день, с одной стороны, у нас есть СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, из зоны действия требований которого исключены действующие предприятия, а с другой — нормы данного документа и иных нормативно-правовых актов, которые распространяются на действующие предприятия.
Остальные изменения, внесенные в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, не менее значимы и тоже вызывают вопросы.
Изменение № 2 освободило от разработки проектов СЗЗ объекты V класса опасности, для которых не требовалось сокращение размера СЗЗ. Изменения и дополнения № 3 продолжили данное начинание — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 был дополнен п. 3.17 следующего содержания
Извлечение из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. Изменений и дополнений № 3)
3.17. При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.
Как мы видим, несмотря на указание в п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на то, что требования данных СанПиН не распространяются на действующие предприятия, в тексте документа были сохранены существовавшие и добавлены новые нормы, касающиеся действующих предприятий.
В соответствии с изменениями, внесенными в п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, из оснований для установления, изменения размеров установленных СЗЗ исключены натурные исследования:
Было |
Стало |
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; -действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; -экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; -оценки риска здоровью населения; - систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух. |
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: -предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; -действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; -экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; -оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. |
В отношении объектов I и II классов опасности указано, что подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля. Однако данное требование стоит обособленно и не включено в перечень оснований для установления (изменения размеров) СЗЗ. В отношении остальных объектов нет и этого уточнения, т.е. натурные исследования для них не требуются вообще. Соответственно, можно предположить, что окончательное установление размеров СЗЗ может выполняться непосредственно после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы (экспертизы ФГУЗ).
Отметим, что остались нетронутыми нормы пп. 2.2, 4.1, 4.5, 4.6, в которых по-прежнему упоминаются натурные исследования.
Внесенными изменениями было исключено выполнение работ по оценке риска для здоровья населения при разработке проекта СЗЗ следующих объектов: животноводческие и птицеводческие предприятия; кладбища; объекты, расстояние от границ которых до границ нормируемых территорий в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) СЗЗ.
Одно уточнение было внесено в санитарную классификацию промышленных объектов — к V классу опасности теперь относятся предприятия по переработке мяса до 5 т/сут. без копчения (ранее ограничением была только мощность мясного производства).
Таким образом, в настоящее время мы вынуждены работать в правовом поле последних изменений в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, самых революционных и, наверное, самых некорректных, т.к. теперь при применении данных СанПиН нам приходится часто вспоминать принципы разрешения правовых коллизий — «новая норма отменяет действие старой», «специальная норма отменяет действие общей» и т.д. Кроме того, каждый раз нам приходится оценивать, насколько корректно применение норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к действующим предприятиям.
КСТАТИ
Изменения и дополнения № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вызвали большое сопротивление со стороны отдельных сотрудников Роспотребнадзора — они стали трактовать внесенные изменения по-своему, полагая, что:
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все еще распространяются на действующие предприятия;
если в нормативную СЗЗ предприятия IV или V класса опасности попадает селитебная территория, то проект СЗЗ этого предприятия также должен быть разработан;
если селитебная территория не попадает в нормативную СЗЗ предприятия IV или V класса опасности, но жители жалуются на данное предприятие или на соседнее (!), то проект СЗЗ также должен быть разработан;
натурные исследования также должны проводиться и т.п.
Вскоре было опубликовано письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 "О разъяснении изменений №3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" (далее — Письмо № 01/16400-0-32). В данном письме были даны комментарии к вызвавшей у природопользователей наибольшее количество вопросов поправке о том, что действие требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие предприятия. При этом письмо не столько давало пояснения к принятым изменениям, сколько либо повторяло слово в слово нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, либо сообщало положения, не подтвержденные текстом данного документа.
Поскольку письмо не является нормативно-правовым актом, теоретически оно не может устанавливать самостоятельных требований к третьим лицам, в т.ч. к предприятиям и другим хозяйствующим субъектам. Однако в судебной практике ООО «Экотим», о которой пойдет речь в следующих номерах журнала, был прецедент, когда судья посчитала нужным отклонить доводы предприятия, ссылавшегося на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, сославшись на Письмо № 01/16400-0-32. Правда, другой стороной в деле выступал прокурор. К счастью, не для всех судей это является достаточной мотивацией. Решение суда было отменено следующей же инстанцией, а потом стечением времени было отменено и само письмо.
Итак, размеры и границы СЗЗ согласно Письму № 01/16400-0-32 не устанавливаются для действующих промышленных объектов и производств в следующих случаях:
-если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;
-для объектов, которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух;
-для объектов, расположенных на удалении от нормируемых территорий на расстояние 10 км и более, при условии, что в радиусе 1000 м от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка, в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения, не будет приближаться к границе ориентировочной СЗЗ предприятия;
-для объектов, расположенных в промышленной зоне и не имеющих непосредственных границ с нормируемыми территориями. Для группы промышленных объектов и производств устанавливается единая СЗЗ.
Далее в Письме № 01/16400-0-32 приведены условия, при которых установление СЗЗ для действующего объекта необходимо:
- для вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории Российской Федерации , которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
- для действующих промышленных объектов и производств I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
Понятно и логично, что в данном перечислении должен использоваться союз "или", но его здесь нет. Соответственно, можно настаивать на том, что предприятие должно разрабатывать проект С33 только если оно превышает одновременно уровни загрязнения атмосферного воздуха, шума, вибрации и электромагнитного излучения и при этом на данное предприятие поступают обоснованные жалобы жителей. Непонятно, на каком правовом основании этот проект вообще будет согласовываться, если предприятие превышает нормативы по всем показателям и наносит доказанный вред жителям, ведь ранее это было основанием для закрытия предприятия.
- для действующего объекта или производства в случае принятия решения Администрацией городского или сельского поселения;
Получается, что Администрация городского и даже сельского поселения может обязать предприятие разработать дорогостоящий проект СЗЗ без всяких на то оснований. Утешает лишь то, что предприятие может не исполнять это требование Администрации, т.к. данная норма не содержится в нормативно-правовых актах, прошедших регистрацию в Минюсте России.
- обращения руководителя (заказчика) указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
Отметим, что если само предприятие захочет разработать проект СЗЗ, Роспотребнадзор будет обязан принять проект к рассмотрению , т.к. письмо для служащих Роспотребнадзора носит обязательный характер.
Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 5, 2014 г.
- 19-20 ноября Алла Дудникова выступит в качестве лектора на семинаре "Экспертиза проектной документации: новые требования, актуальные вопросы"
- С 7 октября по 16 декабря 2024 года Алла Дудникова выступает в качестве лектора по программе «Экологическая безопасность предприятия и оценка воздействия на окружающую среду»
- Алла Дудникова выступит лектором в рамках обучения по программе "Специалист по юридическому сопровождению сделок с недвижимостью" НИУ ВШЭ
- В журнале "Справочник эколога" № 8, 2024 г. опубликована статья "Парниковые газы и углеродный след: особенности климатического законодательства"
- 16.05.2024 Надежда Бирюкова выступила с докладом на XXXIV Экологическом форуме
- 13.05.2024 Надежда Бирюкова приняла участие в онлайн-конференции по расчёту ущербов в Клубе ЭкоПрофи
- В журнале "Справочник эколога" № 4, 2024 г. опубликована статья "Какие изменения внесены в законодательство об экологической экспертизе?"
- 25.04.2024 Надежда Бирюкова прочитала лекцию на тему "Паспортизация и нормирование отходов" в очном курсе ИПК "Интеграл"
- 16-17 апреля 2024 года состоялся XXV Всероссийский конгресс "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: государственное регулирование"
- 16 апреля 2024 года прошел семинар ООО "ЦИР "Деловое образование.ру", на котором в качестве лектора выступила Алла Дудникова
- 12.04.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-практикуме АНО «Консультационный центр «Кодекс» "Практика обращения с отходами производства: новые требования к предприятиям в 2024 году"
- В журнале "Справочник эколога" № 3, 2024 г. опубликована статья "РОП: НПА, устанавливающие, как играть по новым правилам"
- С 25 по 28 марта 2024 года на базе "Экомотоклуба" прошел парусный лагерь
- 20.03.2024 Надежда Бирюкова выступила на онлайн-конференции по промышленной экологии и охране труда с темой "На что обратить внимание при сдаче отчётности по РОП за 2023 год"
- 11.03.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- В журнале "Экоспоры" № 1, 2024 г. опубликована статья "О новом перечне загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию"
- Внимание конкурс!
- 28.02.2024 Алла Дудникова выступила на XI Годовом собрании теоретиков права
- 20.02.2024 Надежда Бирюкова выступила на Онлайн-практикуме АНО "Парадигма" с темой "Особенности природоохранной отчетной документации и некоторые нюансы деятельности объектов ОНВ III категории"
- 05.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- 19.02.2024 Алла Дудникова выступила в качестве лектора по программе «Основы экологической безопасности и предупреждения профессиональных рисков»
- Все новости