Все публикации

 


           Новые требования по СЗЗ. Риски для природопользователей

А.А. Самохина


Принятый в августе 2018 года Закон № 342-ФЗ внес поправки в федеральные законы о регулировании взаимоотношений в зонах с особыми условиями использования территории. Рассмотрим эти нововведения с точки зрения санитарно-защитных зон как разновидности зон с особыми условиями использования территории.

Законом № 342-Ф3 ЗК РФ дополнен новой 19-й главой, которая посвящена зонам с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Определено 28 видов ЗОУИТ.

                                 В границах ЗОУИТ устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, об атмосферном воздухе и водным законодательством. Эти условия ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для видов деятельности, которые несовместимы с целями установления ЗОУИТ.

Правительство РФ утверждает положение в отношении каждого вида ЗОУИТ (далее - Положение о ЗОУИТ), за исключением зон, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные, рыбоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия). В связи с этим в соответствующие законы по каждому виду ЗОУИТ внесены изменения, которые предусматривают наличие Положения о ЗОУИТ. При этом содержание таких Положений установлено все той же 19-й главой ЗК РФ.

Для определения перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах ЗОУИТ, Положением о ЗОУИТ будет установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны. 28 видов зон с особыми условиями использования территории определено в новой главе ЗК РФ.

При пересечении границ различных ЗОУИТ действуют все ограничения использования земельных участков, установленные для каждой из таких зон, правда, с некоторыми оговорками.

В области ЗОУИТ урегулированы вопросы как в градостроительной сфере (получение разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию в ЗОУИТ, на снос объектов), так и в земельном законодательстве (возмещение убытков в связи с ограничением прав на землю в ЗОУИТ и др.). В соответствии с изменениями в ГрК РФ и ЗК РФ поправлен и Закон № 218-ФЗ - о государственной регистрации недвижимости. Если на строительство объекта, для которого устанавливается ЗОУИТ, не требуется разрешение, подайте заявление об установлении или изменении зоны в течение пяти дней.

Наряду с Законом № 342-Ф3 принят и одноименный Закон № 340-Ф3, который дополняет регулирование в области санитарно-защитных зон (СЗЗ) требованием сноса объектов, расположенных в ЗОУИТ. Часть внесенных данными федеральными законами изменений перекликается с действующими нормами в области СЗЗ, но есть и новые нормы, которые касаются вопросов, которые ранее не были урегулированы.

Так, если для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, не требуется выдача разрешения на строительство, то застройщик в срок не позднее пяти рабочих дней со дня утверждения проектной документации на строительство, реконструкцию такого объекта обязан обратиться с заявлением об установлении или изменении ЗОУИТ с прило­жением документов, предусмотренных Положением о ЗОУИТ, в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования ЗОУИТ.

Если ЗОУИТ будет установлена (изменена), но в течение года со дня окончания срока действия разрешения на строительство объект не будет введен в эксплуатацию, то в течение трех месяцев орган, установивший ЗОУИТ, обязан принять решение о прекращении существования такой зоны (об отмене решения об изменении такой зоны). Информацию о датах выдачи разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию в Роспотребнадзор будет передавать орган, выдающий эти разрешения, по системе межведомственного взаимодействия, то есть без участия правообладателя участка.

Как ни странно, ни в ЗК РФ, ни в ГрК РФ, ни в каком-либо другом документе, измененном Законом № 342-Ф3, не урегулирован вопрос, кто должен подавать сведения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) об установлении СЗЗ и ее границах (кроме переходного периода, когда это может сделать правообладатель объекта самостоятельно). Ответ на этот вопрос дают только Правила установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в их границах. Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (далее - постановление № 222).

Урегулирован вопрос использования территории ЗОУИТ в период, когда разрешение на строительство проектируемого объекта уже получено, но объект еще не введен в эксплуатацию. Если через год после окончания разрешения на строительство объект не введен в эксплуатацию, орган, установивший ЗОУИТ, обязан принять решение о прекращении существования такой зоны.

До утверждения Правительством РФ Положения о ЗОУИТ решение об установлении такой зоны принимается в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342- ФЗ, то есть относительно СЗЗ решение об установлении такой зоны принимается в соответствии с постановлением № 222.

Что делать тем, у кого сейчас разработана и согласована только расчетная (предварительная) СЗЗ по действующему пока СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-037? Ответ на этот вопрос дает переходное положение Закона № 342-Ф3.

 Закон № 342-ФЗ

С 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Пока Правительство РФ не установит Положение о ЗОУИТ, решение об установлении С33 принимается в соответствии с постановлением № 222.

Новые нормы в отношении СЗЗ, которые перекликаются с действующими нормами, но не соответствуют им, представлены в приложении 32. Несоответствия требований обнаружены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, постановлении № 222, законах № 340-Ф3 и 342-Ф3. Также при анализе несоответствий учтено, что к постановлению № 222 Роспотребнадзор разработал проеты подзаконных актов, которые размещены на сайте regulation.gov.ru:

- проект постановления Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1._-18 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- проект приказа Роспотребнадзора «Об утверждении Порядка определения контрольных точек и показателей воздействия в целях проведения исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на среду обитания человека за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта)»;

- проект приказа Роспотребнадзора «Об утверждении формы решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны»;

- проект приказа Роспотребнадзора «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».

Выводы

 Анализ новых нормативных правовых актов, а также подготовленных Роспотребнадзором проектов подзаконных актов показал, что в текстах документов имеются разночтения. Полагаем, Роспотребнадзором будет проведена работа по приведению подзаконных актов в соответствие с новыми нормами.

Документы

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

3. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 « Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

8. Постановление Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты [плана] объекта землеустройства и требований к ее составлению».

9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

Продолжение

                         Опубликовано в журнале "Экология производства" № 1, 2019 г.

Правовой EHS консалтинг
Разработка экологической документации
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика