Все публикации

 

 СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

(Продолжение)


Н.В. Бирюкова


 УЧЕТ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

                                                                                                             

Взаимоотношения между арендатором и арендодателем, в т.ч. в части обращения с отходами, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ). В частности, согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические . лица свободны в заключении договора, т.е. договорные отношения могут быть оформлены любым образом, в любой форме, на любых условиях по согласованию участвующих сторон.

В рамках договора аренды ответственность за обращение с отходами может быть как полностью возложена на арендатора, так и распределена между сторонами договора. В договоре должно быть четко прописано, при осуществлении каких видов деятельности или работ образуются отходы и кто отвечает за выполнение данных работ (т.е. кто является образователем отходов).

При этом перенести на арендодателя ответственность за абсолютно все образующиеся отходы, в т.ч. те, которые образуются исключительно в ходе непосредственной деятельности арендатора, не получится, т.к. каждый хозяйствующий субъект должен отвечать за отходы, образующиеся в результате именно его хозяйственной деятельности.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В одном из дел суд прямо указал, что включать в ПНООЛР иных самостоятельно хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность с использованием арендуемого у Общества имущества, недопустимо, т.к. это направлено на искусственное увеличение собственных нормативов (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2018 № Ф09-4209/18 по делу № А60-54391/2017).

В рамках договора аренды важно четко определить и однозначно прописывать зоны ответственности - кто за какую деятельность отвечает. При этом арендодатель не может отвечать за непосредственную хозяйственную деятельность арендатора - он может отвечать только за содержание своего имущества.

Ситуация 1

Арендодатель сдал арендатору часть помещения для осуществления полиграфической деятельности. Соответствующее печатное оборудование принадлежит арендатору.

В договоре аренды можно закрепить, что за проведение текущего и капитального ремонта сдаваемого в аренду помещения, замену ламп в помещении, содержание прилегающей территории, уборку санитарных комнат отвечает арендодатель и, соответственно, отходы, образующиеся в результате этой деятельности, являются отходами арендодателя (т.к. это отходы от содержания имущества, сдаваемого в аренду) — это должно быть четко прописано в договоре.

А вот ответственность за отходы, образующиеся от эксплуатации печатного оборудования на арендодателя переложить нельзя, т.к. он не имеет к нему никакого отношения: оборудование и расходные материалы приобретает арендатор, эксплуатирует его арендатор, печатную продукцию производит и обрабатывает арендатор — это исключительно его зона ответственности.

Ситуация 2

Можно привести другой пример: возьмем любой торговый центр.

При наличии большого числа мелких арендаторов, торговый центр может взять на себя функцию клининга и осуществлять уборку и очистку всех помещений — не только общего пользования, но и сданных в аренду.

Образующиеся при этом отходы — отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли и мусор от офисных и бытовых помещений организаций — можно признать отходами торгового центра (арендодателя), но в договоре аренды четко должно быть прописано, что именно торговый Центр осуществляет уборку и содержание всех помещений.

Ниже дана примерная формулировка:

Уборка сданных в аренду помещений и удаление мусора осуществляются силами арендодателя, образующиеся при этом отходы являются отходами, образованными от деятельности арендодателя по содержанию сданных в аренду  помещений. Арендодатель осуществляет все обязанности образователя и собственника данных отходов, предусмотренные действующим законодательством, а именно:

- соблюдает федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

- разрабатывает паспорта отходов I—IV классов опасности;

- вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам;

- подает декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

- предоставляет в установленном порядке информацию в области обращения с отходами по форме федерального статистического наблюдения № 2 ТП (отходы);

- ведет учет в области обращении с отходами;

- предусматривает места (площадки) накопления отходов и др.

В этом случае, кроме специфических отходов собственных товаров или кассового оборудования, которые образуются достаточно редко, других отходов у арендаторов не будет и они смогут функционировать без дополнительной административной нагрузки.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ ОТХОДОВ

Лицо, ответственное за проведение инвентаризации отходов, обрабатываем исходные сведения, в т.ч. опросники по каждому подразделению, анализирует полноту и достоверность полученных данных и документов, направляет уточняющие запросы, при необходимости проводит натурное обследование, заказывает проведение анализов (количественно-химического, морфологического, биотестирования) и т.д.

Основная задача в ходе инвентаризации — максимально точно установить все классификационные признаки каждого образующегося отхода. Такими признаками являются: происхождение, условия образования (принадлежность к определенному производству, технологии), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.

По результатам анализа и систематизации полученных сведений, а также данных учета в области обращения с отходами, который ведется в соответствии с Порядком № 721, составляется предварительный перечень отходов для всего предприятия (Пример 2). Формировать такой перечень лучше с использованием программного обеспечения типа Excel.

ПРИМЕР 2

Предварительный перечень отходов

№ п/п

Наименование отхода по ФККО

КОД по ФККО

Отходообра- зующий процесс

Под-раз­деле-ние   № 1

Подраз­деление   № 2

Коммен- тарий

1

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства

47110101521

Замена отрабо­танных ртуть- содержащих ламп типа ЛБ 18, ДРЛ 250

Экс-плуа-таци-онный отдел

Лока- льные очист- ные сору- же­ния хозяй­ствен-но-бы-товых сточных вод

Требования к месту накопления (Поста­новление Правитель­ства РФ от 03.09.2010 № 681).

Передача на обез­врежи- вание специализи-рованной орга­низации


Для заполнения графы "Наименование отхода по ФККО" лучше сразу пытаться подобрать соответствующий отход из каталога. Если возможны несколько вариантов в зависимости от содержания или состава загрязняющих веществ либо класса опасноти охода, то в графе "Комментарий" указываются все варианты и описываются действия, которые необходимо выполнить для окончательной идентификации отхода (провести биотестирование, направить уточняющий запрос подразделению, поставщику, подрядчику, специализированной организации, занимающейся удалением данного отхода), обратиться за официальным разъяснением в уполномоченный орган).

В графе "Комментарий" также целесообразно отмечать следующие сведения:

• выявленные характеристики отхода (агрегатное состояние, ориентировочное среднегодовое образование);

•особенности обращения с отходом (запрет на захоронение, отнесение к твердым коммунальным, медицинским, биологическим или радиоактивным отходам, особые условия накопления);

•может ли отход быть переведен в побочную продукцию при наличии устойчивого сбыта для использования по прямому назначению или сточные воды, если речь идет о соответствующих загрязненных водах, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с после­дующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты;

•нужно ли сделать расчет, обосновывающий образование отхода на уровне не более 50 кг в год (для отходов IV и V классов опасности) или менее 0,5 кг в год (для отходов II и III классов опасности), чтобы обосновать нецелесообразность учета данного отхода как отдельного вида.

Если отходы образуются в таком небольшом количестве, то их можно, как показала практика согласования ПНООЛР, и целесообразно учитывать в массе других схожих по происхождению и составу отходов.

Например, при сварке электродами образуются отходы «шлак сварочный» и «остатки и огарки стальных сварочных электродов». Если используется 10 кг электродов в год, то при среднем удельном нормативе образования данных отходов равном 10 % в течение года их будет образовываться не более 1 кг. При этом шлак сварочный является отходом IV класса опасности, что требует наличия лицензии для дальнейшего обращения с ним или — при передаче его контрагенту — оплаты услуг по доставке и обезвреживанию условно 1 кг такого отхода. Аналогичная ситуация с отходами металлообработки с использованием абразивныx кругов и др. Когда есть станки, есть абразивные материалы, логично, что, могуг образовываться отходы лома абразивных кругов, абразивной пыли и стружки. При этом такие отходы могут образовываться в количестве нескольких кг в год, если станки используются несколько раз за год для заточки инструмента.

Вместе с тем все упомянутые отходы можно было бы учесть как отход «мусор и смет производственных помещений малоопасный».

РАБОТА С ФККО И БДО

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 02.11.2018), отходы систематизированы по совокупности классификационных признаков:

• происхождение отходов по исходному сырью и условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологическому процессу) блок, тип, подтип, группа;

•химический и (или) компонентный состав — подгруппа;

•агрегатное состояние и физическая форма — конкретная позиция.

К СВЕДЕНИЮ

Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее — БДО) ищите по адресу db.wastebase.ru.

Итак, чтобы найти необходимый отход, можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Ищем отход по ключевым словам. Ключевое слово может определяться по основному составу отхода (уголь, поливинилхлорид), виду (отсев, шлам, шлак), месту происхождения (офис, железнодорожный), наименованию изделия (подшипник, баллон) и т.д. Лучше брать не конкретную форму слова, а основной корень и искать не по одному ключевому слову, а по всем возможным.

2. Если поиск по ключевым словам ничего не дал, нужно обратиться к структуре самого ФККО и искать отход по конкретной группе отходов в зависимости от процесса, в ходе которого он образуется, т.е. определяем блок, тип, подтип отхода и ищем нужную группу.

Структура ФКК0-2014 была сформирована на основе утвержденных Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст:

• Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)» (блоки 1-3, 5-9);

• Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» (блок 4).

Ниже представлены блоки ФККО (структура первоначального ФККО была изложена в так называемом «Конвертере отходов» Росприроднадзора):

• блок 1 — отходы сельского, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовству;

• блок 2 — отходы добычи полезных ископаемых;

•блок 3 — отходы обрабатывающих производств;

• блок 4 — отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1-3,6-9:

• блок 6 — отходы обеспечения электроэнергией, газом и паром;

• блок 7 — отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

• блок 8 — отходы строительства и ремонта;

• блок 9 — отходы при выполнении прочих видов деятельности, не вошедшие в блоки 1-3. 6-8.

Например, чтобы подобрать наименования отходов, которые могут образовываться при ремонте зданий и сооружений, идем в блок 8 ФККО. Выбираем типы отходов, связанные с ремонтом зданий и сооружений. Группы определяем в зависимости от того, что именно будем ремонтироваться (кровля, окна, двери и др.) - ищем по ключевым словам. Для удобства поиска можно сразу весь ФККО разбить на отдельные файлы по блокам.

3. Проверяем соответствие фактического происхождения отхода наименованию подгруппы, группы, подтипа и типа отхода, сравниваем закодированные агрегатное состояние и физическую форму с фактическими.

4. Проверяем соответствие нашего отхода характеристикам, указанным в БДО (процесс, состав, метод отнесения к конкретному классу опасности). Дополнительно можно воспользоваться информацией из Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условий образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 13.10.2015 № 810 (в ред. от 10.11.2015), чтобы убедиться в соответствии нашего отхода отходу, который включен в ФККО.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

ФККО формируется и ведется на основе информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами, в процессе деятельности которых образуются отходы, поэтому конкретно вашего отхода в ФККО может и не быть.

Напомним, что материалы обоснования отнесения отхода к определенному классу опасности для включения отхода в ФККО необходимо подать в течение 90 дней со дня образования такого отхода.

ФОРМИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ ОТХОДОВ

При формировании окончательного перечня отходов могут возникнуть вопросы, решение по которым лучше принимать на уровне высшего руководства, представив соответствующие комментарии и обоснования (например, отсутствует контрагент для передачи отхода; фактически данный отход не будет образовываться в течение ближайших нескольких лет; через год данный отход не будет образовываться в принципе; отходы образуются в крайне малых количествах и крайне редко; при определенных условиях отход может являться побочным продуктом или сточными водами).

При отнесении той или иной «субстанции» именно к побочному продукту, а не к отходам, равно как и при отнесении хозяйственно фекальных стоков именно к сточным водам, а не к жидким отходам, могут возникнуть определенные споры с надзорными органами ввиду отсутствия в действующих нормативных правовых актах четких норм в отношении их идентификации. В связи с этим при намерении учитывать какой-то объект как побочный продукт или сточные воды, а не как отходы, прежде всего надо определиться со способом его удаления, чтобы он не попадал под регулирование Федерального закона № 89-ФЗ, а потом уже подкреплять свою позицию соответствующими документами.

Окончание

            Опубликовано в журнале "Справочник эколога" № 10, 2019 г.

Правовой EHS консалтинг
Вебинары компании ЭКОТИМ
ЭКОЗАКОН
Документ месяца
 
статистика